№ 458

1807 г. не позднее января 20. — Записка посла Ю. Л. Головкина императору Александру I о членах посольства, имевших особые поручения

/л. 14/ Список чиновников посольства в Китай, имеющих особливые поручения.

Господин камергер Алексей Васильчиков (Здесь и далее подчеркнуто в тексте)

Неутомим в желании приобретения знаний, полезных для службы; он проехал самые неизвестные части Сибири за собственный счет, дабы выполнить данное мною поручение, либо чтобы собрать материалы и наблюдения самого высокого интереса, кои будут представлены тотчас же как будет завершено их редактирование.

Господин Байков, камер-юнкер, в качестве первого секретаря посольства организовал Канцелярию и управлял ею вплоть до возвращения в Ургу (Так в тексте; очевидно: в Кяхту).

Господин граф де Ламберт, второй секретарь, управлял Канцелярией после [674] отъезда первого секретаря. В отправлении сей должности, равно как и в секретном поручении, /л. 14об./ кое было ему дано на границе, и в организации и составлении инструкции для трех ученых экспедиций, одобренных его императорским величеством, чиновник сей приложил рвение и понятливость, достойные наивысших похвал.

Надворный советник Доброславский, третий секретарь, состоит в нынешнем чине с 1803 г. Занятый особливо внутренними делами и торговлей, он непрестанно исполнял свои обязанности с примерными прилежанием и честностью.

Сейчас пребывает вне службы и без жалования.

Надворный советник Осипов, казначей посольства: в своем нынешнем чине с 1805 года.

Ответственность и тяжкие обязанности его должности, кои распространялись на употребление сумм, хранение и распределение подарков, не нарушали порядка и ясности его счетов. Он выполнял свои обязанности с самыми похвальными честностью и усердием.

Сейчас пребывает вне службы и без жалования./л. 15/

Надворный советник Владыкин, переводчик Коллегии иностранных дел в китайском и маньчжурском языках, в своем нынешнем чине с 1806 г.

Отличное знание сим чиновником оных двух языков, его скромность и точность в сношениях с китайскими чиновниками заслуживают особливой рекомендации.

Коллежский ассесор Юни, юнкер посольства, исполнял свои тяжкие обязанности, вверенные ему в Канцелярии, с неутомимым усердием. Посвятив себя особливо изучению политических и торговых сношений с Китаем, он приобрел в сей области познания, применение коих может стать в будущем весьма полезным для дел службы. Он пребывает нынче вне должности и без жалования.

Коллежский ассесор Перовский, юнкер посольства, развернул в своих занятиях, кои были ему доверены, в Канцелярии и в исполнении поручений, отличные расторопность и усердие, Поктор Реман, отличный ученик доктора Франка, был /л. 15об./ включен в посольство вскоре по своем прибытии в Россию. Не ограничивая своих забот многотрудными обязанностями своей должности, вследствие многочисленности чиновников, болезней и дорожных происшествий, он проводил специальную инспекцию госпиталей, аптекарских заведений, минеральных вод и вообще всех благотворительных учреждений. Благодаря его усердию коровья оспа (Так в тексте) была доставлена до берегов Ледовитого и Камчатского морей, и он пользовал людей безвозмездно, как только они обращались к его помощи. Ныне он пребывает без чинов, вне должности и без жалования.

Подпоручик Штосс, из корпуса фельдъегерей, отправлял при посольстве обязанности полицмейстера и комиссара с расторопностью и понятливостью, заслуживающими особливой рекомендации. Сими самыми качествами руководствовался он во многих секретных и деликатных поручениях, ему доверяемых, как внутри страны, так и в Монголии.

Граф Головкин.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 г., д. №  1-а, п. 37, л. 14-15.

Подлинник на французском яз. Автограф. Перевод с французского яз. Н. Б. Зубкова.