№ 446

1806 г. ноября 19. — Доклад ургинских пограничных правителей Юндендоржа и Фухая императору Юн Яню о возвращении курьеров из Иркутска и со сведениями о положении дел у русских

/л. 462/ 10 луна 22 день (Ноября 19).

Всеподданнейший доклад ваших ничтожных слуг Юня и Фу. Почтительнейше докладываем относительно следующего.

Недавно был представлен доклад (См. док. № 439) о том, что во исполнение высочайшего повеления отсюда были командированы айсилара тайджи Дасидоньдоб и прочие, чтобы доставить [в Иркутск] ответный лист из Лифаньюаня, направленный в российский Сенат. [661]

Теперь, этой луны 14 дня (Ноября 11), Дасидоньдоб и прочие возвратились и привезли письмо от губернатора Трескина (См. док. №  443) в наш адрес, где сообщается, что лист Лифаньюаня в Сенат им получен, без промедления будет препровожден по адресу и прочее. На наши расспросы о том, как обстоят дела у русских, /л. 463/ Дасидоньдоб и другие рассказали следующее:

”Получив лист, губернатор по заведенному порядку оставил нас отдохнуть на три дня, но совершенно не упоминал ни о каких делах, а провожая нас, он по обычаю подарил нам тонкое сукно, рыжих лисиц и другие вещи. Прежний губернатор Корнилов с повышением переведен на другую должность. Новый губернатор Трескин человек разговорчивый, он расспросил нас о здоровье вана и амбаня, пожелал мира, согласия и так далее. По дороге мы обратили внимание на то, что русские стали выглядеть беднее. Вся дань, присылавшаяся в прошлом году с послом-сенатором Головкиным и прочими, все еще находится в Иркутске. Нам показалось также, что русские, по сравнению с тем временем, когда Головкину оказывалась честь, выглядят более усталыми. Однако, выполняя указание, мы не посмели их о чем-либо расспрашивать”.

Прежде всего мы, ваши ничтожные слуги, прочитали письмо Трескина, /л. 464/ которое было прислано в наш адрес через кяхтинского чжургань и чжангиня Жуйчуня. В своем письме Трескин, сменивший прежнего губернатора, ничего важного не написал, за исключением нескольких дружеских слов.

Посему, запечатав в один пакет все письма, присланные за это время в наш адрес русским губернатором Трескиным, составляющие в общей сложности шесть листов, почтительнейше представляем на высочайшее воззрение.

Далее, спустя некоторое время мы, ваши ничтожные слуги, по заведенному ранее дружескому обычаю тоже напишем губернатору Трескину в ответ небольшое дружеское письмо, отправив его также через кяхтинского чжургань и чжангиня Жуйчуня. Сего ради всеподданнейше представили доклад.

На л. 464 в конце текста: По представленному докладу. На данном докладе, полученном [обратно из Пекина] 11 луны 9 дня император красной тушью изволил начертать следующую резолюцию: Читал, быть по сему.

ЦГИА Монголии, ф. М-1, д. № 651, л. 462-464. Запись в журнале Канцелярии ургинских пограничных правителей на маньчжурском яз. Перевод с маньчжурского яз. И. Т. Мороз.