№ 436

1806 г. не позднее октября 11 *. — Записка Министерства иностранных дел в доклад императору Александру I об отправлении с Российской духовной миссией в Пекин письма генерала иезуитов с изложением его содержания

(* — Датируется по отметке о времени доклада)

/л. 39/ Записка в доклад о письме от иезуитскаго генерала, посылаемого в Пекин /л. 40/ (Над текстом карандашом: 1806).

Г[осподи]н обер-прокурор Святейшаго Синода сообщил мне по высочайшему вашего императорскаго величества повелению 1 письмо от езуитскаго генерала 2, доставленное ему для отправления в Пекин с Духовною нашею миссиею с тем, чтобы я доложил по оному вашему величеству.

Содержание онаго письма, как явствует из перевода, который имею счастие поднесть при сем, состоит в извещении о кончине бывшаго здесь иезуитскаго генерала Грубера 3, о числе братии их в России и в Королевстве обеих Сицилий, о покровительстве и милостях, оказываемых им вашим величеством; об отправлении в Пекин трех иезуитов, в Лиссабоне остановившихся./л. 40об./

Заключается сие письмо прозьбою о взаимном уведомлении в каком положении находятся дела иезуитскаго ордена в Китайской империи.

Поелику же главный предмет сего письма состоит в том, чтобы предупредить китайское правительство о отправлении в Пекин трех иезуитов, то не благоугодно ли будет вашему императорскому величеству высочайшее дать повеление отправить немедленно сие письмо к сибирскому генерал-губернатору для доставления онаго по подписи в Пекин с Духовною нашею миссиею или при первом удобном случае, буде миссия уже отправилась.

На л. 40 слева на полях: Высочайшее соизволение воспоследовало 11 октября 1806-го.

Писано к генерал-губернатору Пестелю октября 19 дня.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, оп. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 2, л. 39-40 об. Отпуск.


Комментарии

1. Препроводительное письмо обер-прокурора Синода А. Н. Голицина министру иностранных дел А. Я. Будбергу от 7 октября 1806 г. (АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, 1805 г., д. №  1-а, п. 2. л. 30).

2. См. коммент. 1 к док. №  56.

3. Грубер Гобриеле (отец Гавриил) (?-1805) — генерал иезуитского ордена в России, известный ученый, архитектор, физик, врач, геометр, музыкант и дипломат; приехал в Петербург из Вены (своей родины), чтобы представить Академии наук изобретенный им ткацкий станок: (Валишевский К. Ф. Сын великой Екатерины: Император Павел. Репринтное воспроизведение издания А. C. Суворина. — М., 1990. — С. 240.). Известный писатель Г. И. Чулков (1879-1939) дает такой психологический портрет Грубера: ”Любимец покойного Павла Петровича патер Грубер чуть было не добился ”соединения церквей" по приказу Павла I. Грубер ”убедил венценосца в необходимости этого акта. Он повлиял на Павла не только своей диалектикой. В этом маленьком человечке, с огромной заостренной кверху головой, с глазами, всегда скромно опущенными, но умеющими, однако, все видеть, таились великие таланты”. Далее он добавляет ”Патер Грубер был влиятельнейшим человеком при дворе, и сам первый консул Бонапарте, заискивая, писал письма к этому иезуиту” (Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1991. — С. 81-82).

Когда начались приготовления к отправлению посольства Ю. А. Головкина в Цинскую империю, правительство России решило прибегнуть к помощи иезуитов, послав их в Китай из Петербурга ранее отправления посольства и другой дорогой, через Англию и Португалию (см. коммент. №  1 к док. №  56).

К помощи иезуитов в России прибегали и ранее во время подготовки несостоявшегося посольства в Китай при Екатерине II, о чем свидетельствует перепись иезуитов. Тогда в 1792 г. Грубер ”получил от русского правительства инструкцию парализовать посредством иезуитов, живущих в Китае, намерение Англии, стремившейся присвоить себе одной всю торговлю с этим государством. В этих видах Англия отправила в Китай в то время особенное посольство под начальством лорда Макартнея” (Морошкин М. Я. Иезуиты в России, с. 312).

Теперь русское правительство вновь обратилось к патеру Груберу и пока посольство Ю. А. Головкина занималось различного рода приготовлениями, Грубер подбирал соответствующих людей из иезуитского ордена, писал для них инструкции, ”заготовлял письма к иезуитам в Лондон и Китай, трудился над изысканием лучшаго способа для пересылки нашим иезуитам-путешественникам денег и для корреспонденции с ними” (там же, с. 316). 20 января 1805 г. Грубер обратился к товарищу министра иностранных дел А. А. Чарторыйскому с просьбой вьщать паспорта трем иезуитам, отправлявшимся в Китай (АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, 1805 г., д. 1-а, п. 2, л. 1. Подлинник, автограф на французском яз. Перевод с фр. яз. Н. Б. Зубкова). Расписка Грубера от той же даты в получении 6 тыс. рублей для отправления трех иезуитов в Китай (там же, л. 2).

В итоге всей этой подготовительной работы в конце 1804 г. в Китай были отправлены три иезуита: Иоанн-Антуан Грасси, Норберт Корсак и Иоанн Штюрмер (см. коммент. №  1 к док. №  56). Однако Груберу не удалось довести порученное ему дело до конца, так как в начале весны 1805 г., еще до отправления посольства, он трагически погиб (Морошкин М. Я. Иезуиты в России, с. 369).

Как полагает Вагин, узнав о его смерти, агенты его к нам охладели; а ”англичане, до которых дошли слухи о наших огромных приготовлениях к посольству и о каких-то замыслах на Китай, успели предупредить китайцев не в пользу посольства" (Вагин В. И. Посольство графа Головкина в Китай в 1805 г., с. 182). Возможно, это событие в какой-то степени и отразилось на позиции цинского правительства по отношению к прибытию русского посольства, но как видно из документов настоящего сборника, оно не имело решающего значения для дипломатической миссии Ю. А. Головкина.

Похоронен Грубер в Полоцке в склепах церкви Св. Спаса рядом с умершими предшественниками. (Морошкин М. Я. Иезуиты в России, с. 373).