№ 51

1804 г. декабря 27. — Письмо сибирского генерал-губернатора И. О. Селифонтова в Коллегию иностранных дел о пересылке листа Лифанъюаня в Сенат, а также с предложением, чтобы русский посол прибыл в Иркутск не позднее сентября

/л. 112/ В Государственную Коллегию иностранных дел действительнаго тайнаго советника, сенатора, тобольскаго, томскаго и иркутскаго генерал-губернатора и кавалера Селифонтова [рапорт]

(В тексте слово: рапорт пропущено).

Сего месяца 22 числа прибыли сюда отправленный от ургинских пограничных правителей, вана и амбаня, два куриера афицерских чинов с служителями, принятие коих по заведенному до сего обряду за увольнением от службы бывшего здесь гражданским губернатором действительнаго статскаго советника Картвелина, предоставлено от меня вице-губернатору Резанову, которому доставили они на имя гражданскаго губернатора письмо (См. док. №  43) и при оном следующий в Правительствующий Сенат из пекинскаго Трибунала лист на трех языках российском, латинском и манжурском (См. док. №  43).

Я сей лист с учиненным переводом с манжурскаго и таковой же с письма от амбаней полученнаго и копию с ответствия на оной от имяни вице-губернатора (См. док. №  50) имею честь препроводить при сем в Государственную Коллегию иностранных дел.

Из письма ургинских правителей Коллегия усмотреть изволит, что они настоятельно требуют предварительнаго уведомления о времяни, /л. 112об./ в которое назначенной в Пекин российской посланник прибыть должен на границу, какое число при нем тягости или вьючных лошадей, и сколько в свите его будет людей?

В разсуждении чего и прошу сию Коллегию не оставить меня по сему предмету уведомлением, дабы соответственно тому можно было сделать отзыв означенным ургинским пограничным правителям. Что же касается до назначаемаго в письме их удобнейшаго к прибытию российскому посланнику в Ургу времяни, по их щету в 10 луне, то по-российскому счислению сие приходится (В тексте: приводится) в ноябре месяце.

Причем нужным нахожу объяснить, что здесь море Байкал 1, чрез которое переезжать должно, имеет безопасный путь только по исход сентября, покрывается же льдом в исходе декабря. А кругом моря, хотя проезд и имеется, но самый трудный и на верховых лошадях по неотделке еще тележной дороги.

Итак, приезд посланника нашего в Иркутск может быть удобным в сентябре месяце.

Иван Селифонтов.

В Иркутске.
Декабря 27 дня 1804 года.

На л. 112 над текстом: Получено 4 февраля 1805-го.

На л. 112 об. под текстом: №  4309.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 1, л. 112-112 об. Подлинник.


Комментарии

1. Ю. Клапрот считает, что "Байкал вероятно есть не монгольское, а древнетатарское слово: ибо и теперь еще на языке якутских татар Баяхал значит море" (Клапрот Ю. Замечания о китайско-русской границе... // Северный архив. — 1823. — №  9. — С. 184). Комментарий к этому термину см. также: РКО в XVIII в.. — Ч. 2. — С. 574.