№ 379

1806 г. июня 10. — Рапорт уполномоченного Коллегии иностранных дел в Кяхте П. И. Измайлова послу Ю. А. Головкину о действиях цинских пограничных чиновников, о неурожае в северных провинциях Китая и с запросом о разрешении вывозить зерно за границу

/л. 405/ Секретно

Его сиятельству господину действительному тайному советнику, Государственной Коллегии президенту, высочайшего двора его императорскаго величества и всех российских орденов обер-церемонийместеру, действительному камергеру, чрезвычайному и полномочному послу и разных орденов кавалеруграфу Юрию Александровичу прикомандированнаго к обоюдным пограничным делам с китайским дзаргучием коллежскаго ассесора Измайлова рапорт.

Имею честь вашему сиятельству донесть, что по границе и в самой торговой Кяхте обстоит благополучно и покойно, скромность соседей так велика, что я, знавши их 30 лет, не могу без удивления на то смотреть, как они тихи, ласковы и учтивы.

Третьяго дня приехавшей из Урги нарочной, как у них обыкновенно водится, с повелениями к заргучию, привез ему оных три:

В первом (Здесь и далее подчеркнуто в тексте) предписывается ему стараться, как наивозможно, узнать чрез купцов, почему от российскаго Сената на их посланныя три листа нет поныне никакого ответа, и нет ли в России каковых новых перемен или приуготовлений противу их.

Во втором, чтоб он старался во всех делах с находящимся на Кяхте российским чиновником обходиться ласково и миролюбиво и дел, какия случатся, не допускать до дальнейших переписок или требований.

Третие, для них не так приятное: в провинциях Саньши от Калгана 13 дней езды, равно и в Калганской, по трелетнем неурожае хлеба голод так усилился, что должно ожидать от того или половины гибели народа или бунта, поелику уже многия капиталистыя люди и так чернию насильно ограблены.

Сие пересказывают сами китайцы, да и нет надежды к плодородию жатвы, тем более, что поныне не было /л. 405об./ там ни одного еще дождя. А посему и предписывается дзаргучию, как наивозможно, стараться доставать хлеба с российской стороны чрез посредство начальника и его подчиненных мелочных купцов и препровождать оной в Ургу, а оттоль в Калган.

Все сие в покорности моей, предав разсмотрению вашего сиятельства, на последней пункт не встретится ли иногда чрез купцов их или от самаго дзаргучия требования в продажу хлеба, то как в сем случае отзываеться, изспрашиваю вашего наставления, ибо у нас здесь в хлебе не так избыточно и не выходит ниже как от 75 и до 80 копеек за пуд, то и не благоугодно ли будет предварительно сделать предписание господину таможенному директору в пропуске онаго в торговую слободу взять надлежащия в предосторожность меры, а я о сем сообщить ему от себя удержался без воли на то вашего сиятельства. [583]

Пограничным же начальникам о бдительном смотрении за сим предписал наистрожайше секретными ордерами, не дав им ничего о том приметить.

О чиновниках, приехавших в Ургу, о которых писал к вашему сиятельству господин Ламберт (См. док. № 376), нет еще здесь никакого предписания.

Коллежский ассесор Петр Измайлов.

Июня 10 дня 1806 года.
Кяхтинский фарпост.

Нал. 405 над текстом слева: Получ[ен] июня 18-го.

Там же справа: №  86.

На л. 405 об. под текстом: №  40.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 27, л. 405-405 об. Подлинник.