№ 372

1806 г. не позднее мая 21 *. — Докладная записка товарища министра иностранных дел А. Л. Чарторыйского императору Александру I об отправлении в Цинскую империю иезуитов

(* — Датируется по отметке о времени доклада императору Александру I)

/л. 21/ Записка об отправлении в Китай иезуитов, Депеша к посланнику Васильеву. /л. 22/

Для отправления известных езуитов в Китай 1 необходимо нужно особое позволение от папы. Для получения таковаго позволения отец Бржозовский 2, генерал езуитов, мог бы отнестись приложенным здесь письмом к епископу Селецийскому, а Министерство с своей стороны предварить о том министра вашего императорскаго величества в Лиссабоне письмом, котораго проект у сего представляю.

Притом не благоугодно ли /л. 22об./ будет пожаловать означенным езуитам, кои ныне находятся в Португалии, некоторое денежное пособие до отъезда их, а на дорогу отправить к ним вексель от 3 до 4000 рублей. Вексель таковой, по мнению отца Бржозовскаго, удобнее и с меньшею огласкою может быть к ним доставлен посредством иезуита Стракланда, находящегося в Лондоне.

На все сие испрашиваю высочайшего соизволения.

Мая... (Число в тексте не указано) дня 1806-го.

На л. 21 над текстом: Была в докладе 21 майя 1806-го.

Там же под текстом: Писано к посланнику Васильеву в Лиссабон 23 майя, и к Бржозовскому доставлен вексель в 4000 руб. на имя иезуита Стракланда (Так в тексте) в Лондоне 25 майя 1806-го.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 г., д. №  1-а, п. 2, л. 21-22 об. Отпуск.


Комментарии

1. См. коммент. 1 к док. №  56.

2. Бржозовский Фаддей — поляк, генерал иезуитов в России, занял этот пост после смерти патера Грубера (см. коммент. 3 к док. №  436). 2 сентября 1805 г. он отправил из Полоцка товарищу министра иностранных дел А. А. Чарторыйскому письмо о своем избрании генералом ордена иезуитов в России:

"Ваша светлость, вы были столь добры, князь, позаботиться о том, чтоб наш орден смог избрать генерала. Выражаю вам всю нашу признательность и считаю долгом сообщить вашей светлости об итогах заседания нашей конгрегации. 2 сентября господь решил возложить сие бремя на меня. Смею просить вас, милостивейший государь, соблаговолить и впредь оказывать нашему ордену покровительство, которым вы удостоивали его до сих пор, в уверенности, что мы всегда будем проникнуты чувством живейшей благодарности и уважения, с которым остаюсь, милостивейший государь, вашей светлости покорнейший и преданнейший слуга Фаддей Бржозовский, генерал иезуитов; в Полоцке данного 2 с[ентя]бря 1805-го”. (Перевод с подлинника, с автографа на французском яз. Н. Б. Зубкова. Подлинник, автограф на французском яз. — АВПРИ, Ф. СПб. Главный архив, 1-7, 1805 г.. д. №  1а, п. 2, л. 15).

В письме иезуитам А. Паорту и А. Ципполе в Пекин от 25 сентября 1806 г. Бржозовский сообщает сведения о трех иезуитах, отправленных в Китай в связи с посольством Ю. А. Головкина (см. коммент. 1 к док. №  56): ”...Достопочтенный предшественник мой при жизни своей старался сделать вам некоторый пособия по случаю соизволения всемилостивейшаго государя императора нашего на отправление миссионеров к великому императору китайскому, и в том числе трех иезуитов, довольно сведущих в физике, математике, резьбе и лепной работе, но как ныне никому нельзя отправиться в китайский духовныя миссии, не получив наперед позволения на то от папы, то по сей причине и они находятся теперь другой уже год в Лиссабоне. Надеюсь, однакоже, что они действительно вскорости отправятся. Имена же их суть: отец Норберт Корсак, поляк, физик и математик, отец Иоанн — Антуан Грасси, итальянец, бергоменский физик и математик, Иоанн Стирмер, брат, резчик и лепщик. Ежели бог им позволит приехать в Кантон ранее и они оттуда доставят вам письмо отца викария генерала, то прошу вас до благополучного приезда их в Пекин уведомить нас о распространении вами и другими давно там пребывающими отцами нашими в тех странах слова божия и об оказываемых обоим великим императорам малых услугах ваших...” (АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7,1805 г., д. №  1-а, п. 2, л. 31-35 об. Перевод с подлинника на латинском яз. актуариуса Коллегии иностранных дел Андрузского).

Сравнивая личности Грубера и Бржозовского, Морошкин пишет: ”Можем утверждать, что взгляд Грубера на дела политическия и деятельность и значение своего ордена был несравненно шире, выше, космополитичнее, чем кругозор Березовского (Бржозовского. — Состав.), который был в самом тесном смысле слова иезуит...” Далее он пишет, что, по-видимому, Бржозовский ”не имел тех симпатий к тем китайским делам, какими был воодушевлен Грубер. Многия обстоятельства посторонния также привзошли к этому делу (т.е. к посольству Ю. А. Головкина. — Состав.) и определили исход его неблагоприятный для видов нашего правительства. Преемник Грубера написал также от себя письмо к китайским иезуитам; но содержание письма почти исключительно наполнено выражениями заботливости об интересах иезуитского ордена, а не о видах русскаго правительства”. (Морошкин М. Я. Иезуиты в России, с. 333). Полный текст этого письма — Там же, с. 333-336.

Переписка Ф. Бржозовского с канцлером А. Я. Будбергом и с министерством иностранных дел по вопросу отправления трех иезуитов в Китай. — АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, 1805 г., д. №  1-а, п. 2, л. 43, л.54-54 об. л. 55-55 об., л. 59-60, л. 61-62).