№ 364

1806 г. мая 13.Рапорт уполномоченного Коллегии иностранных дел в Кяхте П. И. Измайлова послу Ю. А. Головкину со сведениями о намерении цинской стороны принять русское посольство и об обстоятельствах пребывания в Гуанчжоу русских кораблей

/л. 385/ Секретно

Его сиятельству господину действительному тайному советнику, сенатору, Государственной Коллегии президенту, высочайшего двора его императорскаго величества и всех российских орденов обер-церемонийместеру, действительному камергеру, чрезвычайному и полномочному послу и разных орденов кавалеру графу Юрию Александровичу, прикомандированного к обоюдным пограничным делам с китайским дзаргучием ассесора канцелярии Измайлова рапорт.

Новоприехавшей сего месяца 5 числа из самаго Пекина дзаргучийской фунду бошко подтвердил истинну о ургинском ване, донесенною мною вашему сиятельству от 1 числа прошедшаго марта в особой записке при рапорте за №  12, и что он совершенно государем принят весьма холодно, но назначенной его родственник, в той же записке упоминаемой, умилостивил послать его паки в Ургу для политических видов. При отправлении дан ему имянной строжайший указ в делах с Россиею поступать на точном основании трактатных положений и до сего бывших обрядов, не делая никаких противных тем узаконениям требованиев или вчинания каковых-либо дел и не надеятся на то, что он, ван, ибо за преступление подвергается и ванская голова тому же закону как и простолюдина. Для приема паки российскаго посольства наряжен знатной из придворных министр, которой и находится уже в Калгане и как /л. 385об./ скоро получится сенатской лист с требованием пропуска посольства, то он тот же час выедет в Ургу и будет принимать оное, а ургинские управители уже не будут иметь никакого в том участия. Протестовал на вана назначенной церемонийместер для российскаго посольства от Калгана до Пекина препровождать наряженной, что ассигнованная из казны сумма на сей предмет 50000 лан серебра во ожидании посла издержана вся без остатка по долговремянному ожиданию на людей, к тому случаю в почесть посольства определенных, а посольство не бывало по причине, как ему известно, неосновательнаго поступка со оным ургинскаго вана, то б взыскать с него сию сумму. Но сей протест велено разсмотреть тогда, когда получится от российскаго Сената лист.

О судах наших, в Кантоне заарестованных, сказывает, что они имели узаконенной вид ко входу в Кантон от владения Хомо Гуй, которыя имеют право давать пропуска для торговли в Кантоне. Но сей пропуск по прибытии в Кантон у них выкраден, а тамошний начальник алиха амбань. /л. 386/ не изследуя в тонкость, писал об них разнообразно в Пекин, то называя их россиянами, то других наций людьми и не сождавши оттоль резолюции, конфисковал товары, состоящия из морских зверей, бобров и котиков, и другой мяхкой рухляди и некоторую часть продал с аукциону, а некоторыми воспользовался сам, что [561] после наряженным из Пекина особым чиновником изследовано и тот амбань найден виновным и судится.

Чиновники же и люди наши ходят по воле и содержатся на казенном иждивении хорошо до сождания ответа на посланныя о том листы (См. док. №  256, 313) от российскаго Сената. Но таковым поступком кантонскаго алиха амбаня государь китайской чрезвычайно огорчен и судят в Пекине, что амбань тот будет лишен всех чинов и послан в сылку.

Ассесор канцелярии Измайлов.

Майя 13 дня 1806 года.
Кяхтинский фарпост.

На л. 385 над текстом справа: Получено 19 майя.

Там же: №  75.

На л. 386 под текстом: №  28.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 г., д. №  I-а, п. 27, л. 385-386. Подлинник.

Выписка из рапорта.Там же, л. 424.