№ 274

1806 г. февраля 3. — Доклад ургинских пограничных правителей Юндендоржа и Фухая императору Юн Яню о препровождении в Иркутск листа Лифанъюаня, посланного в Сенат по поводу прибытия в Гуанчжоу судов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

/л. 752/ 12 луна 27 день (Февраля 3).

Всеподданнейший доклад ваших ничтожных слуг Юня и Фу. Почтительнейше представляем еще один доклад о получении нами высочайшего повеления.

Мы, ваши ничтожные слуги, с благоговением взирали на указ императора (См. док. №  253), отправленный в наш адрес со скоростью 400 ли в день для выяснения причин задержки с отправлением русского посольства, который был нами получен 12 луны 17 дня (Января 24). Недавно мы, ваши ничтожные слуги, почтительнейше представили доклад о положении дел с русским посольством (См. док. № 252), а 21 дня (Января 28) мы, ваши ничтожные слуги, получили еще /л. 753/ один указ императора от 10 года Цзяцин 12 луны 12 дня, который гласит: (См. док. №  261)

Недавно Яньфун представил доклад о прибытии в 10 луне этого года из государства Лучэнь в места гуандунского Аомэня двух торговых кораблей под командой Крузенштерна и Лисянского.

После тщательного изучения вопроса мне был представлен доклад о том, что Лучэнь и Россия — это одно и то же государство, поэтому я специально для членов Военного совета издал указ, в котором сказано: ”Русская торговля учреждена в Кяхте на основании издавно действующего трактата и никогда не производилась в других пограничных местах. Для уточнения этого вопроса поручить Лифаньюаню /л. 754/ составить лист (См. док. №   256) и отправить в российский Сенат”.

В связи с тем, что к настоящему времени лист уже составлен, отправить его Юндендоржу и Фухаю для препровождения в российский Сенат. Как обычно, снять копию с листа и послать Юндендоржу и прочим для ознакомления. [435]

Во исполнение повеления императора мы, ваши ничтожные слуги, почтительнейше преклонив колени, взирали на присланный указ и с благоговением прочитали копию листа, отправленного Лифаньюанем в российский Сенат для выяснения данного вопроса.

В настоящее время мы, ваши ничтожные слуги, назначили айсилара тайджи Минджура и прочих, приказав им обычным порядком /л. 755/ препроводить русскому губернатору лист из Трибунала. Когда Минджур и прочие возвратятся, представим новый доклад. Кроме этого, поскольку готовый к отъезду русский посол находится в Курэне, мы, ваши ничтожные слуги, воспользовавшись удобным случаем, во время разговора с русскими чиновниками осторожно спросили имеется ли у России или у ее подданных название Лучэнь и ездили ли Крузенштерн и Лисянский торговать в другие земли?

На это русские чиновники ответили:

У нашего государства нет такого названия, а Крузенштерн и прочие никогда не ездили торговать /л. 756/ в другие страны.

Хотя верить словам русских нельзя, но мы, ваши ничтожные слуги, почтительнейше докладываем, о чем смогли осторожно разузнать.

На л. 756 в конце текста: По представленному докладу. На данном докладе, полученном [обратно из Пекина] 1 луны 14 дня (Февраля 28), император красной тушью изволил начертать следующую революцию: Читал, быть по сему.

ЦГИА Монголии, ф. М-1, д. №  639, л. 752-756. Запись в журнале Канцелярии ургинских пограничных правителей на маньчжурском яз. Перевод с маньчжурского яз. И. Т. Мороз.