№ 230

1805 г. декабря 16. — Реляция посла Ю. Л. Головкина императору Александру I о сокращении штата посольства и отправлении научных экспедиций по изучению Сибири, сформированных из числа исключенных из свиты ученых

/л. 11/ Государь!

Честь имею представить при сем вашему императорскому величеству список лиц, включенных в требуемое китайским правительством сокращение свиты. Я стремился, сколь сие было возможно, согласовать оную повелительно необходимую меру с преимуществом и призванием каждой персоны, которую сие коснется.

Г[осподи]н камергер Васильчиков, неутомимый в своем рвении приобретения знаний, полезных для службы /л. 11об./ вашему императорскому величеству, уже отбыл в Нерчинск, откуда через Иркутск направится в Якутск, возвратится в Томск, обследует рудники Барнаула и Бухтармы, всю Иртышскую линию и направится в Оренбург. Не будучи включен в штат свиты, он не хотел отнимать место у тех, кому оное надлежало по службе. Поскольку сей реформой руководили соображения политические, я выдал чиновникам, включенным в свиту, назначенное им жалование за второй год в убеждении, что справедливость вашего императорского величества не отяготит жертвы, навязанные им обстоятельствами. Жертвы сии принесены из их же жалованья, из коего они заранее понесли значительные расходы на приуготовления к сему длительному путешествию.

Мне было невозможно оставить /л. 12/ подле себя многих талантливых людей, заехавших в сию малоизвестную часть империи, не высказав живейшего желания доставить им занятие полезное и интересное как для служения вашему [353] императорскому величеству, так и для них самих. Мне показалось, что экспедиция вдоль Станового хребта от Нерчинска до Охотского моря могла бы собрать воедино все сии виды, присовокупив к оным заслугу впервые побежденной трудности. Никогда еще нога человеческая не попирала сии края, кои обещают науке новые сокровища. Именно под покровительством вашего императорского величества будет исполнено сие предприятие. К занимательным открытиям, кои будут обязаны вашей щедрости, /л. 12об./ присоединятся важные выгоды познать и определить рубежи империи, коих положение на протяжении 2500 верст нам доселе не ведомы.

Невзирая на опасности и тяготы подобной экспедиции, г[осподи]н Адамс, известный натуралист и г[осподи]н Богданович, Генерального штаба подпоручик, добровольно на сие согласились.

Осмеливаюсь препоручить их благоволению вашего императорского величества как за их самоотверженность, так и вследствие значительных трудов, доселе проделанных.

Я передаю г[осподи]ну президенту Академии наук прожект инструкции и штаты оной экспедиции, дабы он представил их пред очи вашего императорского величества и получил ваше повеление в случае, если вы сочтете их достоверными одобрения. Я полагаю должным /л. 13/ присовокупить, государь, что она [экспедиция] ни в коем случае не может быть совершена при меньших издержках по причине выплат, кои чиновники уже получили из кассы посольства.

С глубочайшим почтением пребываю, государь, вашего императорского величества нижайший, преданнейший и покорнейший слуга и подданный граф Головкин.

Троицкосавский форт.
16 декабря 1805-го.

На л. 11 над текстом слева: №  9.

Там же справа по-русски: Пол[учено] 16 генваря 1806-го.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив. 1-7, оп. 6,1805 г., д. №  1-а, п. 35, л. 11-13.

Подлинник на французском яз. Перевод с французского яз. Н. Б. Зубкова.