№  169

1805 г. сентября 20. — Обращение посла Ю. Л. Головкина к членам посольства с предложением желающим войти в комиссию по обследованию сибирских губерний в связи с сокращением свиты

/л. 113/ Господам служащим посольства.

Когда его величество император удостоил меня назначением послом в Китай, отеческая забота о благоденствии подданных внушила его величеству желание воспользоваться в этом отношении проездом нашего посольства по [239] некоторой части его государства. Имея честь выполнять важное поручение по инспектированию губерний, расположенных по пути моего следования, особенно губерний сибирских, я постарался ответить намерениям нашего августейшего государя в той степени, в какой мне это позволяли скорость передвижения и отдаленность местностей. В исполнении сего трудного поручения мне оказали помощь расторопность и усердие многих принадлежащих к посольству персон, за что я выражаю им мою глубокую признательность. Мой приезд в Китай, имеющий быть в ближайшем будущем, заставляет меня пожертвовать всеми моими занятиями ради дипломатической деятельности; в то же время, к моему глубокому сожалению, заставляет меня лишь в общих чертах заниматься той важной работой, каковая составляла главную цель инспектирования. Протяженность Сибири, разноплеменность ее населения, скудность материалов /л. 113об./ требуют последовательных разысканий и наблюдений, собрать которые мне не позволяют недостаток времени и обилие занятий. Для меня весьма тягостно чувство, что сия важная и благородная работа не может быть выполнена до конца, и что я не смог заложить фундамент монумента благодеяний, который отец отечества воздвиг бы детям, отдаленным от него, но тем не менее пользующимся его любовью. Нет, сие полезное обществу дело не будет заброшено, и я питаю твердую надежду, что оно может быть продолжено в мое отсутствие. Я намереваюсь создать для этой цели Комиссию, уполномоченную продолжать начатые мною труды и обогатить их новыми разысканиями. Я буду счастлив поделиться заслугами в этом деле с тем, кто его закончит, и я с еще большей радостью представлю их благосклонности и щедрости его величества, вознаграждающего усердие и преданность, в чем бы они не проявлялись.

Сия Комиссия будет снабжена особливой инструкцией по следующим видам работ:

1. Исторические и географические разыскания о Сибири и о всех губерниях вплоть до Петербурга.

2. Статистические наблюдения, призванные дополнить сведения, которые к настоящему времени смогло мне предоставить правительство./л. 1/

3. Осмотр общеполезных учреждений и благотворительных заведений.

4. Сбор всех наблюдений, касающихся развития сельского хозяйства, промышленности и коммерции.

5. Осмотр рудников, заводов, кузниц, солеварен, фабрик и мануфактур.

6. Осмотр малоизвестных и интересных мест на предмет учреждения там каких-либо заведений.

7. Исследование состояния облагаемых данью народов, форм управления ими, способов выплаты дани.

8. Наконец, обязанностью Комиссии будет собрать все материалы, способные составить общую картину Сибири и направить внимание правительства на столь интересную и столь неисследованную часть империи.

Будучи снабжен необходимыми инструкциями, авторитетными рекомендациями и помощью наиболее знающих и образованных людей из соответствующих губерний, каждый член Комиссии, пожелавший заняться каким-либо особым делом, получит для того все возможности, какие только пожелает.

К кому, как не к служащим всех чинов и состояний, включенных в свиту посольства, доказавшим мне все свое усердие и /л. 114об./ способности, могу я обратиться с предложением принять участие в сем достойном деле? Кто лучше, нежели они, сможет его вести и довести до конца, где их будут ждать благосклонность государя и похвалы соотечественников? Я приглашаю их поделиться со мной намерениями на сей счет, и я жду этого с тем большим доверием и интересом, что подобным поступком они превратят тягостную обязанность сократить свиту посольства в удовлетворение от возможности почетным образом изъявить преданность его императорскому величеству. [240]

Само собою разумеется, что те из служащих, кто захочет принять участие в комиссии, смогут доехать до китайской границы, пользуясь при том всеми преимуществами, предоставляемыми посольству.

Иркутск, 20 сентября 1805-го.

С подлинным верно: Граф Головкин.

На л. 113 над текстом: Копия.

На л. 114 об. по-русски: К реляции посла гр[афа] Головкина №  4 — 1805-го.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 24, л. 113-114 об. Заверенная копия на французском яз. Перевод с французского яз. Н. Б. Зубкова. Запись в журнале Посольской канцелярии на французском яз. — Там же, п. 46, л. 233-235.