№  158

1805 г. сентября 13. — Наставление посла Ю. Л. Головкина членам посольства и их подписка о неразглашении результатов научных изысканий и открытий, полученных в ходе поездки в Китай

/л. 2/ Господам служащим посольства в Китай.

Его величество император, придавая посольству, коего главою я имею честь являться, служащих, знатных ученых и художников, кои будут его сопровождать, дал новое свидетельство просвещенного и великодушного покровительства, оказываемого им наукам. Я не сомневаюсь, что оные господа, проникнутые чувством искренней признательности к своему августейшему покровителю и благородным соревнованием, не преминут посвятить все свое усердие к обогащению отраслей, кои им поручены, полезными трудами и интересными открытиями, совокупность коих придаст новую ценность посольству. Разделенные в своих обязанностях и занятиях, все служащие свиты, без исключения, всеми результатами обязаны государю, коего щедрость дала им средство совершить поприще столь же достославное, сколь и полезное. Кто из нас не был бы счастлив принести свои труды в дань возлюбленному Александру и видеть в нем единственного их обладателя? Исполненный сих чувств, кои /л. 2об./ должны быть запечатлены в каждом сердце, и в соответствии с обычаем, общепринятым во всех экспедициях, за счет правительства посылаемых, я приглашаю всех служащих, ученых и художников посольства дать мне свое честное слово в том, что они будут рассматривать итоги своих изысканий и наблюдений как собственность его величества императора, что они сообщат об оных токмо мне и не опубликуют их никаким способом ранее, нежели я смогу представить их его императорскому величеству, коему единственно принадлежит определить им употребление.

Желание соединить свое имя с отличными трудами и пользоваться репутацией, кою сие создает, есть столь справедливое и благородное чувство, каково должно поощрять. Оное соображение не было мною забыто в плане, который имел я честь представить его императорскому величеству в отношении посольства, и по коему оный труд будет собранием особливых записок по каждой отрасли с указанием имени /л. 3/ автора.

Подписи господ служащих, ученых и художников посольства под прилагаемым к сему актом будут свидетельствовать их верность обязательствам, коих я ожидаю с их стороны.

Совершено в Иркутске.

13 сентября 1805-го.

Г[раф] Головкин. [223]

/л. 4/ Мы, нижеподписавшиеся чиновники посольства в Китай, объявляем и даем слово чести в том, что полагая результаты наших изысканий и открытий собственностью его величества императора, мы сообщим их токмо господину послу и не опубликуем никаким способом доколе они не будут представлены его императорскому величеству, коему единственно принадлежит определить им употребление.

В удостоверение чего настоящий акт подписали в Иркутске 12 сентября 1805-го:

Действительный камергер Граф Иван Потоцкий,
Алексей Васильчиков (Нал. 4-4 об. текст в левой колонке написан по-русски) 1 тайный советник, глава ученой части сей экспедиции Академик Шуберт
Камер-юнкер Байков Полковник д’Овре 4
Камер-юнкер Бенкендорф Капитан Теслев 5
Камер-юнкер Нарышкин Подпоручик Шуберт 6
Камер-юнкер Нелидов 2 Подпоручик Теннер 7
[Действительный камергер] князь Дмитрий Голицин Ю. Клапрот, коллежский ассесор, адъюнкт Академии н[аук] в С-Петербурге Д. Л. Панснер
Камер-юнкер Александр Гурьев 3 И. Александров
Коллежский советник Караулов Коллежский ассесор Струве Васильев
Коллежский ассесор Юни М. Адамс
Титулярный советник Теплов Д[окто]р Реманн
Г. Гарри
Подпоручик Иванов
Подпоручик Богданович 8
Р. фон Сухтелен
П. Гельм /л. 4об./
Коллежский ассесор Владыкин
Коллежский ассесор Вигель 9
Коллежский ассесор Перовский
Юнкер посольства Хвостов
Коллежский регистратор Клемент

На л. 3 под текстом по-французски: Леон де Байков, 1-ый секретарь посольства.

На л. 2 и на л. 4 над текстом слева: №   403.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, оп. 6,1805 г. д. №  1-а, п. 35, л. 2-3, 4-4 об. Подлинник на французском яз. Перевод с французского яз. Н. Б. Зубкова.


Комментарии

1. Васильчиков Алексей Васильевич (1772-1854) — действительный тайный советник, сенатор (1825); в 1805 г. (тогда камергер) находился в свите российского посла в Цинскую империю Ю. А. Головкина. После сокращения посольства был оставлен на границе; ”предпринял путешествие в Нерчинск, Якутск и по сибирским линиям” (см. коммент. 1 к док. №  232). Васильчиков был в числе лиц, которых Головкин в январе 1807 г. представил в записке на имя Александра I с рекомендациями о наградах. В ней, в частности, он писал: "Камергер Алексей Васильчиков — орден, вполне заслуженный его полезными и важными трудами” (см. док. №  459). В другой записке на имя Александра I Головкин так характеризовал Васильчикова: "Неутомим в желании обретения знаний, полезных для службы, он проехал самые неизвестные места Сибири за собственный счет, дабы выполнить данное мною поручение, либо собрать материалы и наблюдения самого высокого интереса, кои будут представлены тотчас же как будет завершено их редактирование” (см. док. №   458); в 1807 г. Васильчиков A. B. был назначен новгородским губернатором (Туркистанов Н. Губернаторские списки, с. 56).

2. Нелидов Любим Иванович — флигель-адъютант при Павле I, затем был отставлен и выслан; в 1805-1806 гг. находился в свите Ю. А. Головкина, очевидно, доехал до Урги, так как не числится в списке чиновников, оставленных в России после сокращения свиты (см. коммент. 1 к док. №  232); в июне 1806 г. попросил у посла разрешения возвратиться в Петербург по состоянию здоровья (см. док. №  386).

3. Гурьев Александр Дмитриевич (1786-1865) — сын министра финансов времен Александра I Д. А. Гурьева (1751-1825); в 1802 г. с целью самообразования (за свой счет) совершил путешествие в составе экспедиции Спренгпортена (см. коммент. 1 к док. №   191), присоединившись к ней на юге России (Гончарова H.H. Е. М. Корнеев, с. 25).

В 1805-1806 гг. А. Д. Гурьев (в то время камер-юнкер) был зачислен кавалером в свиту Ю. А. Головкина. По отзыву посла, он проявил хладнокровие и храбрость, когда из-за поломки кареты отстал в пути от своей группы и на него напали разбойники (см. док. №  160). Когда в марте 1806 г. Гурьев отправился обратно в Петербург, Ю. А. Головкин поручил ему доставить и подать Александру I свой доклад (см. док. №  325) и другую служебную корреспонденцию (см. док. №  326. 332,333); в числе других лиц он был включен послом в список лиц. представленных к поощрению ценным подарком (см. док. №  459). С 1828 г. А. Д. Гурьев занимал пост одесского градоначальника. Как пишет В. В. Вересаев, Гурьев проявил себя на этой должности ”никуда не годным администратором, очень тонким гастрономом, а в обществе подавлял всех тяжелой, скучной многоречивостью; длинные самодовольные фразы непрерывно ползли одна за другой, и собеседнику приходилось долго ждать, чтобы вставить слово. Пушкин был знаком с Гурьевым, по-видимому, бывал у него, в письмах выказывает интерес к здоровью маленькой его дочери. Гурьев, за отсутствием Воронцова, приводил в исполнение полученный из Петербурга приказ о высылке Пушкина” (Вересаев В. В. Спутники Пушкина. — М., 1993. — Т. 1. — С.. 377).

4. Овре (Довре, Д’Овре, д'Овре, d'Auviay) Федор Филиппович (1766-1828) — генерал от инфантерии, по происхождению француз, родился в Дрездене, где окончил курс инженерной академии, затем поступил на польскую службу. В 1785 г. благодаря П. К. Сухтелену перешел на русскую службу в чине инженер-капитана; с 1801 г. Довре — полковник свиты его величества по квартирмейстерской части; за время службы в России исполнял многочисленные и самые разнообразные поручения. Так, в 1805 г. он был командирован с посольством Ю.А. Головкина для составления планов и карт (Русский биографический словарь, т. 6, с. 488). Довре с большой тщательностью исполнил план маршрута посольства от Москвы до русско-китайской границы, который Ю. А. Головкин впоследствии представил императору Александру I (см. док. №  160). Посол поручил также Довре (в сентябре 1805 г.) сличить все имеющиеся карты русско-китайской границы. Для выполнения этого задания он распорядился доставить необходимые дополнительные материалы (общие карты Сибирских губерний с подробным обозначением всех местностей и урочищ и имеющиеся сведения о народах, обитающих в этих губерниях), а ученым, находившимся в посольстве — оказывать Довре возможное содействие. Из 143 доставленных планов и карт 28 впоследствии были возвращены по принадлежности, а 115 взяты полковником Довре в С.-Петербургское Депо снятия копий (Баснин В. Н. О посольстве в Китай, с. 86). В марте 1806 г. Довре получил от Ю. А. Головкина распоряжение ”собрать все возможные сведения и сделать замечания о военном положении страны между Байкалом и чертою китайской границы, начиная от Стрелки до Кяхты, и особенно о части, ближайшей к слиянию Шилки и Аргуни в Амур” и ”представить заключение, возможно ли будет со временем совершить небольшую тайную экспедицию в страны, лежащия между Амуром и Становым хребтом" (там же, с. 90). Во время осмотра приграничного района (от р. Горбицы до Нерчинска) Довре обнаружил на Горбице пограничные столбы с надписями на 5 языках и ”иные знаки", ежегодно возобновляемые китайцами, а старожилы тех мест сказали ему, что, по их мнению, пограничный столб ”должен находиться на реке Амазаре, которую китайцы зовут также и Горбицей”; местные тунгусы, живущие по Амуру, сказали также Довре, что ”считают эту землю принадлежащей России" (там же, с. 91). Полковник Довре после своей поездки в этот район 10 августа 1806 г. представил Ю. А. Головкину свой проект проведения осмотра и описания Амура и совершения экспедиции по левому берегу этой реки, не возбуждая подозрения Китая. 4 ноября 1806 г. им было представлено донесение об обнаружении сведений "о путешествии боярского сына Милованова в 1686 году по реке Дзее с картою, которой один экземпляр должен быть в Енисейске, а другой в Москве" (там же, с. 92).

После возвращения из Сибири Довре участвовал в войне 1807 г., занимался различными картографическими работами. В 1810 г. он возглавил группу офицеров из пяти партий, проводивших военное обозрение западной границы России; после окончания этой работы произведен в генерал-майоры. В войну 1812 г. Довре являлся начальником штаба в корпусе графа Витгенштейна; за отличия в компании 1813-1814 гг. произведен в генерал-лейтенанты, в 1815—1819 гг. российский комиссар по разграничению с Пруссией в Царстве Польском, в 1819 г. назначен командиром отдельного Литовского корпуса, которым командовал до 1827 г.; в 1826 г. Довре был произведен в чин генерала от инфантерии; имел много наград (Русский биографический словарь, т. 6, с. 488).

5. Теслев Александр Петрович (1781-1847) — сын титулярного советника, начал службу капралом в Невском пехотном полку; в 1793 г. переведен колонновожатым в свиту его величества по квартирмейстерской части и произведен в прапорщики (1797). В течении трех лет (1802-1805) слушал курс астрономии у академика Шуберта Ф. И. и ездил с ним в научные командировки.

В 1805 г. Теслев был включен в состав научной экспедиции при посольстве Ю. А. Головкина; вместе с другими членами астрономической экспедиции определял долготы и широты всех городов, через которые проезжало русское посольство; производил глазомерную съемку Нерчинского округа в составе экспедиции Довре (см. предыдущ. коммент.).

А. П. Теслев участвовал в войне с французами в 1807 и 1812 гг.; за заслуги получил чины и награды; с 1832 г. был исполняющим должность вице-канцлера Александровского университета; в 1833 г. назначен помощником финляндского генерал-губернатора по гражданской части; в 1841 г. произведен в генералы от инфантерии (Русский биографический словарь, т. 20, с. 500).

6. Шуберт Федор Федорович (1789-1865) — участник научной экспедиции при посольстве Ю. А. Головкина. Ф. Ф. Шуберт, единственный сын известного астронома Ф. И. Шуберта, родился в С.-Петербурге, в возрасте 11 лет был отдан в Петропавловскую школу; еще до окончания курса (в 1803 г.) по воле отца и при содействии генерал-квартирмейстера П. К. Сухтелена поступил в колонновожатые; в следующем году он имел две астрономические командировки вместе со своим старшим товарищем Теслевым (см. предыдущ. коммент.) и за успешное выполнение задания был произведен в офицеры.

В 1805 г. Ф. Ф. Шуберт находился вместе с отцом в составе научной экспедиции при посольстве Ю. А. Головкина; был оставлен в России после сокращения свиты и возвратился в Петербург (см. коммент. 1 к док. №  232). Летом 1806 г. Шуберт снова приступил к астрономическим работам в Нарве и Ревеле. Этой последней командировкой заканчивается первая половина его ученой деятельности (к ней Шуберт возвратится лишь 13 лет спустя).

В этот промежуток времени он целиком посвятил себя военной службе, участвуя во всех важнейших сражениях русской армии с 1806 по 1814 гг.; после сражения под Лейпцигом награжден чином полковника; после возвращения из Франции ушел со службы в армии. В 1819 г. Шуберт вновь возвращается в армию. Подробнее о нем см.: Исторический очерк деятельности корпуса военных топографов. 1822-1872. — СПб., 1872. — С. 102-105. Архивный фонд Ф. Ф. Шуберта (ф. 139) хранится в ПФА РАН, 67, ед. хр. за 1803-1835 гг.

7. Теннер Карл Иванович (1783-1860) принимал участие в научной экспедиции при посольстве Ю. А. Головкина. Родился в имении Амфор близ Нарвы, сын простого старосты, который был не в состоянии дать сыну даже начальное образование. В доме графа Мантейфеля, обратившего внимание на способности мальчика, Теннер обучился математике, французскому, немецкому и латинскому языкам, а также истории, географии и музыке. В 1798 г. Мантейфель поручил ему составление карты для издаваемого им на французском языке описания путешествия по Сибири и торговле в Средней Азии, для чего взял его с собой в Петербург. Здесь своими картографическими трудами Теннер обратил на себя внимание генерал-квартирмейстера генерала П. К. Сухтелена, который определил его в свое ведомство (1801); в 1802 г. Теннер был произведен в подпоручики свиты его императорского величества по квартирмейстерской части.

В 1805 г. благодаря своей эрудиции в области географии и топографии Азии он был включен в состав научной экспедиции при посольстве Ю. А. Головкина, и Сухтелен поручил ему подготовку необходимых материалов. Вместе с другими топографами Теннер принимал участие в глазомерной съемке пути от Перми до Кяхты, а также в определении долгот и широт встреченных по пути городов; Теннер также принимал участие в экспедиции полковника Довре по описанию Нерчинского округа, за что был представлен руководителем экспедиции к награде (Баснин В. Н. О посольстве в Китай графа Головкина, с. 26); Теннер участвовал в войне с французами в 1807 и 1812 гг.; в 1856 г. был произведен в генералы от инфантерии; имел много наград (Подробнее см.: Исторический очерк деятельности корпуса военных топографов, с. 67, 68; Русский биографический словарь, т. 20, с. 468-469).

8. Богданович — свиты его императорского величества по квартирмейстерской части подпоручик; в 1805 г. был зачислен в свиту Ю. А. Головкина; после сокращения посольства был оставлен на границе и назначен в экспедицию по Становому хребту и в Удской острог (см. коммент. 1 к док. №  232).

9. О Ф.Ф. Вигеле см. коммент. 1 к Приложению I (1).