№  117

1805 г. июня 27. — Рапорт иркутского генерал-губернатора И. О. Селифонтова императору Александру I о результатах переписки с цинскими пограничными правителями об условиях приема посольства Ю. Л. Головкина

/л. 113/ Его императорскому величеству тобольскаго, томскаго и иркутскаго генерал-губернатора всеподданейший рапорт.

Во исполнение высочайшего вашего императорскаго величества повеления от 24 марта сего года (См. док. №  77) на имя мое последовавшаго об отправлении в Китай чрезвычайнаго посольства я, по заведенному порядку за неприбытием губернатора, от имяни вице-губернатора отправя к ургинским пограничным правителям об оном письмо (См. док. № 87), с приложением списка о чиновниках, составляющих свиту посольства с служителями, приглашал их к приезду онаго учинить с их стороны надлежащия распоряжении как для приема на границе и дальнейшего препровождения, так и в приготовлении заблаговремянно нужнаго числа /л. 113об./ лошадей. Они по получении сего письма представили наперед об всем том в пекинской Трибунал, обещаясь прислать особый ответ.

А сего месяца 24 числа, прибыв сюда, отправленный от них два курьера офицерских чинов доставили к вице-губернатору следующий из пекинскаго Трибунала в Правительствующий Сенат лист (См. док. №  104) и особое от самих тех правителей письмо (См. док. № 109), по переводе коих оказалось: в первом чтобы отправлением назначенной при посольстве духовной свиты для перемены таковой же, находящейся в Пекине, каковыя по заведенному до сего порядку посылаемы всегда были из России особо, ныне остановиться, а учинить прежде сношение с Трибуналом; в последнем — ургинския пограничныя правители требуют: 1-е, чтоб сообразно прежним положениям из числа посольской свиты ненужныя люди, равно и из воинских, были убавлены так, чтобы вся свита составилась из несколька только десятков человек, о чем их уведомить; 2-е, чтоб лошадей, нужных для упряжки, употребить /л. 114/ с российской стороны, ибо [165] у них от самой Кяхты до Калгана, кроме вьючных и верблюдов, не имеется; 3-е, о подарках, какия имянно назначены, подробно их уведомить, без чего они их богдохану докладывать затрудняются; 4-е, о прибытии посла на границу наперед дать знать, дабы могли они выслать для встречи своих чиновников.

Всемилостивейший государь! Я, не быв заранее уполномочен, какой мне зделать ответ на подобныя требовании, не мог вступить ни в какия с ними объяснении, а удовольствовался только ответом от имяни вице-губернатора, что лист их Трибунала, а равно и требовании пограничных правителей представлены с нарочным курьером в Правительствующий Сенат. И какое на сие последует разрешение, уведомить их в возможной скорости не премину, дав им притом знать, что лошади, нужныя для упряжки, будут приготовлены с нашей стороны, о чем /л. 114об./ уведомил я чрез нарочнаго курьера г[осподина] товарища министра иностранных дел князя Чарторыжскаго с требованием на сие его разрешения, препроводив к нему, как следующий в Правительствующий Сенат из пекинскаго Трибунала лист, так и переводы с письма ургинских пограничных правителей.

Долгом моим поставляю вашему императорскому величеству обо всем том всеподданнейше донести.

Иван Селифонтов.

В Иркутске, июня 27 дня 1805 года.

На л. 113 над текстом: Пол[учено] 24 июля 1805-го.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6, 1805 г., д. №  1-а, п. 22, л. 113-114 об. Подлинник.