№  115

1805 г. июня 24. — Указ Коллегии иностранных дел архимандриту Аполлосу в связи с назначением его главой Российской духовной миссии в Пекине

/л. 63/ Указ его императорскаго величества самодержца всероссийскаго из Государственной Коллегии иностранных дел назначенному в Пекин архимандриту Аполлосу.

Из прилагаемой к сему выписки, содержащей пятую статью договора, в 1728 году заключеннаго между здешнею империею и Китайским государством, вы усмотрите, какое существует постановление между обоими дворами касательно пребывания в Пекине российских священнослужителей и учеников 1. [162]

Вследствие сего постановления отправлены туда в прошлом 1793 году архимандрит Софроний с двумя иеромонахами Иессеем и Варлаамом и иеродиаконом Вавилою, кои все трое в разные времена там умерли, и с двумя церковниками Козьмою Карганским и Василием /л. 63об./ Богородским, из коих первый по слабости своего здоровья с позволения его, архимандрита, и тамошняго правительства в 1799 году оттуда выехал, а последний поныне там находится, да для обучения тамошним языкам ученики Павел Каменский, Карп Круглополев, Степан Липовцов и Иван Малышев, из коих Круглополев также по слабости своего здоровья в 1795 году оттуда выехал с бывшим там коллежским секретарем Игумновым, который, представив о болезни его Трибуналу, просил, чтоб вместо его принят был в ученики находившийся при нем пограничной канцелярии толмач мунгальскаго языка Василий Новоселов, который с согласия онаго вместо его там и оставлен 2.

Во уважении столь долговремянной /л. 64/ всех их там бытности определено теперь возвратить их в отечество, а на их места послать новых. Почему указом святейшаго Правительствующаго Синода и определены вы туда старшим священником, а при вас Александроневской лавры иеромонахи Серафим и Аркадий, иеродиакон Нектарий и два церковника Василий Яфицкий и Константин Пальмовский, да для усовершенствования в китайском и манджурском языках назначены сея Коллегии переводчик Михайло Сипаков, актуариусы Лев Зимайлов и Патрикий Политковский и семинарист Маркел Лавровский 3.

А как по воле его императорскаго величества туда же отправляется ныне в качестве чрезвычайнаго и полномочнаго посла господин действительный тайный советник граф Юрий Александрович Головкин, при коем вам назначено быть и для богослужения в пути, то /л. 64об./ Коллегия иностранных дел, подчиняя вас и всю миссию вашу ему, господину чрезвычайному и полномочному послу, находит нужным предписать вам следующее:

1. Поелику предместнику вашему предписано именовать себя в Китае не архимандритом, но старшим священником, то сие ж самое и вам подтверждается с тем, чтоб и иеромонахи назывались младшими священниками, а сея Коллегии чиновники, то есть переводчик Сипаков и актуариусы Зимайлов и Политковский отнюдь не именовали себя теми чинами, а назывались бы учениками, ибо как вы, так и они в посланном от имени Правительствующаго Сената в китайский Трибунал листе сими званиями наименованы.

2. На тамошнее ваше с свитою содержание по высочайше конфирмованному святейшаго Синода докладу (См. док. №  112) получать /л. 65/ вы будете жалованья по 1500 рублей в год, да на наем служителей и экипажа по 500 рублей и на церковные потребы 150 рублей, находящиеся же при вас два иеромонаха и один иеродиакон по 400 рублей в год каждый, два церковника по 300 рублей каждый, четыре ученика по 400 рублей каждый и им же на подарки учителям их, также на покупку книг, кистей и бумаги (В тексте: бумахи) 150 рублей, сверх того вам в распоряжение 300 рублей для угощения крещеных, да 500 на починку монастырскаго строения. Всего же на всю ту миссию 6500 рублей в год.

Сверх сего вам дозволено получаемый с имеющихся в Пекине дворов, российской церкве принадлежащих, равно и с купленных духовными российскими и доставшихся по завещаниям пашен /л. 65об./ доход, простирающийся до 508 рублей, употреблять с братиею на поддержание тех домов и на общую их пользу без отчета.

3. Нужное число прогонов на проезд ваш со всею означенною миссиею и для отвоза отправленных с вами к тамошней церкве двух ризниц, кои по [163] следующей при сем описи вы приняли, получили вы уже здесь на 23 лошади, да сверх того на подъем вам 750 рублей, двум иеромонахам, иеродиакону и четырем ученикам по 200 рублей каждому, а двум церковникам по 150 рублей каждому. Равномерно и жалованое вам выдано здесь серебром за один год вперед по вышеозначенным окладам, а остальное вперед на четыре года получите вы /л. 66/ в Иркутске также серебром, которую сумму, приняв в ваше хранение и имеете раздавать миссии вашей по тому же росписанию ежемесячно.

4. С листа об вас от имяни Правительствующаго Сената в пекинской Трибунал (См. док. №  112) отправленнаго прилагается к сему для сведения вашего список.

В прочем предписывается вам во все время проезда до Пекина помянутаго господина посла и пребывания его там исполнять его приказании, а по выезде его оттуда руководствоваться наставлением, которым он снабдить вас не оставит.

Июня 24 дня 1805 года.

Подписано по сему: Иван Вейдемейер.
                                  Секретарь Архип Иванов.

По листам на левом поле скрепа: Секретарь Архип Иванов.

На л. 63 слева на полях: №  1823.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-5, on. 4,1823 г., д. №  1, п. 15, ч.1,л. 63-66. Отпуск.

Копия. — Там же, л. 8-11.

Другие копии. — Там же, л. 12-15 об.; Там же, IV-4, on. 123, 1805-1809 гг., д. №  1, л. 261-262 об.


Комментарии

1. В 5-й статье Кяхтинского договора сказано: ”Коен или дом, которой ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь приезжающих, оные сами будут жить в сем доме... В сем доме будет жить один лама (священник), ныне в Пекине обретающийся, и прибавятся другие три ламы (священника), которые прибудут, как решено. Когда прибудут, дастся им корм, как дается сему, которой прежде приехал и при той же церкви поставлены будут... Кроме того, четыре мальчика учеников, и два побольшаго возраста, которые по-руски и по-латыне знают и которых посол российской Ильлирийской граф Сава Владиславич хощет оставить в Пекине для обучения языков, будут жить также в сем доме, и корм дастся им из царскаго иждивения. А когда выучатся, по своей воли для возмутся назад” (Русско-китайские отношения, 1689-1916: Официальные документы. — М., 1958. — С. 19-20).

2. Речь идет о составе 8-й Российской духовной миссии (1794-1807): начальник — Софроний Грибовский (ум. 1814); иеромонахи — Иессей (ум. 1804, Пекин), Варлаам (ум. 1802, Пекин); иеродиакон — Вавила (ум. 1797, Пекин); причетники Козьма Карганский, Василий Богородский; ученики — Павел Каменский (1765-1845), Карп Круглополов, Степан Липовцов (1770-1841), Иван Малышев (1770-1806, Пекин), Василий Новоселов (с 1791 г.). Пристав — Василий Игумнов (Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения, с. 359).

3. Маркел Лавровский умер в Пекине (там же, с. 360).