№  105

1805 г. не позднее мая 31. — Проект полномочной грамоты послу Ю. Л. Головкину, составленный заведующим архивом Коллегии иностранных дел П. Г. Дивовым, с изложением основных целей русского посольства в Цинскую империю

/л. 13/ Проект полномочной грамоты для отправляемаго в Пекин дейст[вительного] тайн[ого] сов[етника] гр[афа] Юрия Александровича] Головкина в качестве чрезв[ычайного] и полном[очного] посла 1805 года

(Заголовок помещен на левом поле листа).

По титуле (Подчеркнуто в тексте).

По толь долговременном существовании совершеннейшей дружбы и добраго согласия между обоими империями и щастливо продолжающихся сношений на границе от Кяхты между подданными нашими и подданными его ханова величества почитаем мы небезполезно для вящшаго стеснения уз безпрерывно в продолжении нескольких веков /л. 13об./ соблюденных, открыть для взаимных подданных легчайшия пути для произведения законной и миролюбивой торговли, сохраняя во всей целости постановления 1728 года и пояснения 1769 года 1. Сии способы состоят наиглавнейше в свободном плавании судов взаимных империй по всей реке Амуру (Над словом Амуру пояснение: Сагалиен улла) и в открытии наподобие Кяхты втораго торговаго места в стране Бухтарминской 2.

Того ради разсудили мы за благо упол/л. 14/номочить нашего дейст[вительного] тайн[ого] советника графа Юрия Головкина, отправленнаго в качестве чрезвычайнаго и полномочнаго посла на учинение разных предложений, касающихся до вышесказанных предметов, кои обратив на себя дружественное внимание его ханова величества, клонящееся на пользу подданных обоих империй, подадут повод /л. 14об./ к сочинению дополнительных постановлений между [147] дружественными обоими державами, а потому и побуждают нас посредством сей полномочной грамоты объявить всем и каждому, кому о том ведать надлежит, что мы свято и ненарушимо сохранять будем все постановления, которые учинены и подписаны будут между /л. 15/ чрезвычайным и полномочным послом нашим графом Юрием Головкиным и уполномоченными на сей конец его ханова величества министрами.

Во уверении чего сию полномочную грамоту мы нашею собственною рукою подписали и нашею государственною печатью утвердить повелели.

Дан в царствующем граде нашем С[анкт]-Питербурге лета 1805 года от рождества Христа, спасителя нашего, майя... дня (Число в тексте не указано), государствования нашего 5-го лета.

АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 г., д. №  1-а, п. 19, л. 13-15.

Черновой отпуск. Автограф П. Г. Дивова.


Комментарии

1. Речь идет о Кяхтинском договоре 1727 г. (размен текстами произведен договаривающимися сторонами в Кяхте в 1728 г.) и, очевидно, о Дополнительной статье к Кяхтинскому трактату, о режиме русско-китайских границ от 18 октября 1768 г. (Русско-китайские отношения, 1689-1916: Официальные документы. — М., 1958. — С. 17-24).

2. Предложения П. Г. Дивова, находившиеся в проекте полномочной грамоты Ю. А. Головкину, относительно установления свободного плавания русских судов по Амуру и открытия ”наподобие Кяхты второго торгового места в стране Бухтарминской” были включены в записку товарища министра иностранных дел А. А. Чарторыйского к проекту инструкции Ю. А. Головкину (см. док. №  129) и в инструкцию Александра I российскому послу (см. док. №  130).