№ 8

1803 г. ноября 24. — Письмо канцлера А. Р. Воронцова министру коммерции Н. П. Румянцеву о перспективах развития русско-китайских торговых связей и об отправке в Лифаньюань листа с известием о предстоящем посольстве из России в Цинскую империю

/л. 5/ Милостивый государь мой граф Николай Петрович!

Письмом ко мне под №  3167 (См. док. № 5) по случаю доклада вашего об отправлении нашей морской експедиции упоминаете, ваше сиятельство, о назначаемом от нас посольстве в Китай и чтоб я заготовил по сему предмету инструкцию.

Я нахожу нужным, ваше сиятельство, уведомить, что на памяти моей уже три раза прерван был торг между Россиею и китайцами, и что сие событие произошло, так сказать, от весьма незначущих причин, по известной грубости /л. 5об./ китайцев и особливо по упрямству их противу введения какой-либо новости, и что неуважение с нашей стороны таковых предубеждений послужило ко вреду выгодной нашей с ними торговли. Упреждая, чтобы и при сем случае того же не сбылось, я счел нужным государю императору по сей материи мои замечания представить. Его величество повелеть мне изволил, чтобы о сем намереваемом отправлении посланника в Китай, изъясниться особым листом с пекинским Трибуналом, ответ котораго решить имеет не только время /л. 6/ отправления туда посланника, но даже и то, будет ли иметь место сие посольство.

Существующий торг наш с китайцами толь важен для России, особливо для Сибирскаго края, а также и казенной доход с онаго получаемый, что я не мог не счесть себе долгом при сих сношениях с китайцами, и зная сколь они имеют отвращения к введению какой-либо новости, всевозможную осмотрительность употребить, дабы исканием новых прибылей, может на гаданиях одних только основанных, не подвергнуть выгод уже /л. 6об./ существующих и коими мы издавна пользуемся при продолжении тех торговых сношений, кои заведены между Россиею и Китаем. А равно не простил бы я себе никогда, естьлиб пособствовать мог неприятности, когда бы китайцы посланника нашего, прибывшаго уже на границы их, принять отказались. В предупреждение чего надеюсь я на сих же днях будет отправлен лист к китайскому Трибуналу для получения сведения, согласен ли будет пекинский двор принять наше посольство (См. док. № 7). /л. 7/

Что принадлежит до инструкции для посланника в Китай, о коей вы в письме вашем ко мне упоминаете, то нахожу нужным вам приметить, что как все отношения внешния, а равно и посольства и посланничества отправляемый, принадлежат до Коллегии иностранных дел, а не до другаго какого департамента, то само собою разумеется, что когда отправление посланника в Китай императором утверждено будет, не упустится, конечно, и об инструкции для него помыслить. При сочинении же /л. 7об./ оной инструкции войдут натурально и предметы, касающияся до торговли нашей с китайцами, для чего по сей части от Коллегии иностранных дел учинится тогда нужное сношение с вашим сиятельством.

Имею честь быть с истинным почтением и преданностию вашего сиятельства покорней[ший] и верный слуга г[раф] Александр Воронцов.

Ноября 24 дня 1803-го.

На л. 5 над текстом справа: 25 ноября 1803 г.

Там же слева: №  8355.

Там же под текстом: Его сиятельству г[рафу] Н. П. Румянцову.

РГАДА, ф. Государственный архив, разряд XV, 1803-1805 гг., д. №  29 доп., л. 5-7 об. Подлинник.

Копия. — АВПРИ, ф. СПб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 гг., д. №  1-а, п. 1, л. 17-21 об.