№  6

1803 г. не позднее ноября 9 *. Предписание канцлера А.Р. Воронцова Коллегии иностранных дел о составлении Азиатским департаментом листа Сената 1 в Лифаньюань о предстоящем посольстве из России в Цинскую империю

(* — Датируется по отметке о времени апробации доклада императором Александром I)

/л. 14/ Его императорское величество, желая утвердить вящше доброе согласие и дружбу, существующая между Россиею и Китайскою империею и для пользы торговли нашей с тем государством, за благо разсудил назначить отправление посланника в Китай, который имеет /л. 14об./ известить богдыхана 2 о возшествии его величества на всероссийский престол и притом принесть поздравление и китайскому императору 3 с таковым же событием. Уведомляя о сем Государственную Коллегию иностранных дел, предлагаю заготовить в Азиатском оной департаменте /л. 15/ лист в китайской Трибунал, в коем, означив таковое намерение государя императора, отправить в Китай своего посланника изъясниться, что единственной предмет сего есть токмо утверждение соседняго согласия, извещение о возшествии на престол его величества /л. 15об./ и поздравление богдыхана с таковым же принятием китайскаго престола. Сообщая притом оному Трибуналу, что мы желаем знать предварительно будет ли приятно его богдыханову величеству отправление нашего посланника и что по получении здесь от них удовлетворительнаго /л. 16/ отзыва, мы не оставим заблаговременно уведомить их о времени, когда наш посланник отсюда отправится, дабы они могли сделать нужныя распоряжения на своей границе для приема его.

Когда сей лист будет в Азиатском департаменте /л. 16об./ заготовлен, имеет оный доставлен быть ко мне для поднесения его вели[чест]ву на аппробацию.

На л. 14 на левом поле: Сей прочтен был государем. Опробован 9 ноября 1803-го.

АВПРИ, ф. Спб. Главный архив, 1-7, on. 6,1805 г., д. №  1-а, п. 1,л. 14-16 об. Подлинник.


Комментарии

1. Правительствующий Сенат — высший орган управления в России, был учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. На том месте, где расположено это здание, в 1716 г. князь Меншиков первым построил ”длинное и высокое меазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за ”постойныя деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых”. Впоследствии Меншиков построил ”каменный дом, но когда впал в немилость, то дом этот был отдан Миниху". Затем он перешел к канцлеру И. А. Остерману, и когда последний тоже был сослан в Сибирь, дом оказался в пользовании канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Он перестроил его заново и "вывел обширныя каменныя палаты с церковью, но и сам в нем жил недолго и был так же, как и прежние домовладельцы, сослан”. Сенат был переведен сюда в 1764 г. (Пыляев М. М. Старый Петербург. — М., 1990. С. 280-281. Репринтное воспроизведение с издания А. С. Суворина.)

2. Богдыхан (монг.: богдохань; маньчж.: эньдурингэ эчжэнь; кит.: шэньгун), т.е. ”святейший государь" или "мудрейший государь”, ”премудрый правитель”. Этим титулом цинские императоры величали только себя, не удостаивая им никого из других государей. В России Маньчжурию в свое время называли "богдойской землей”, а маньчжуров ”богдойцами”.

3. В это время на китайском престоле находился пятый император Цинской династии Юн Янь (1760-1820). Он был пятым сыном императора Хун Ли (девиз правления Цяньлун) и с 1796 г. до своей смерти правил под девизом Цзяцин (см. коммент. 1 к док. №   12). Его характер и способности к учению настолько импонировали императору Хун Ли, что 21 декабря 1773 г. он втайне от всех назначил его престолонаследником, но объявил об этом только 15 октября 1795 г., когда решил отречься от престола (в Цинском Китае престолонаследие шло исключительно по мужской линии, но наследник престола не объявлялся заранее и был не обязательно старшим сыном). Однако Юн Янь был возведен на престол лишь 9 февраля 1796 г. Наследованная им империя находилась в плачевном состоянии: по крайней мере три провинции были разорены в результате народного восстания, правительство было насквозь коррумпировано, казна истощена войной, а на Южно-китайском побережье активно действовали пираты, на борьбу с которыми потребовалось 10 лет (1800-1810).

Юн Янь был среднего роста, плотного и пропорционального телосложения, очень любил охоту и отлично стрелял из лука. Император был прилежен, рано вставал, внимательно и добросовестно относился к государственным делам и обладал хорошим здоровьем почти до конца своей жизни. 26 августа 1820 г. он отправился из Пекина в летний дворец Жэхэ (см. коммент. 2 к док. № . 20). В это время стояла сильная жара, и, когда 1 сентября он прибыл в Жэхэ, у него случился, вероятно, апоплексический удар, и вечером следующего дня император скончался. Его останки были отправлены в Пекин и захоронены в гробнице под названием Чаолин. (Hummel, Arthur W. Eminent Chinese of the Ch'ing period (1644-1912). — Washington, 1944 — V. 1. — P. 965).

Небезынтересные сведения о характере правления этого императора и его личных качествах сообщает Г. Спасский (со слов коллежского асессора Михаила Дмитриевича Сипакова, который находился в Пекине в составе 9-й Российской духовной миссии и возвратился в Россию в 1822 г.). Он пишет: ”Умеренность была душою правления Цзя Цина; сия добродетель спасала его при возмущениях народных и при злоумышлениях домашних. Благоразумие в направлении действий, проницательность и постоянство в достижении предположенной цели доставили ему по смерти имя Жуйди (Жэньцзун Жуйхуанди. — Состав.) т.е. прозорливаго государя. Свято храня правосудие, умел он соединять строгость со снисхождением; но милости свои изливал более на простой народ, нежели на чиновников, будучи уверен, что чернь впадает в преступление большею частию по невежеству, а последние, ведая законы, нарушают оные из видов корысти и нередко к угнетению народа. Цзя Цин всегда был первым блюстителем государственных уложений и служил образцом деятельности для вельмож, которых, впрочем, старался иметь от себя вдали и уклонять от большего полномочия; а посему самому, может быть, и не был ими любим. Укоряют сего государя в некоторых слабостях и кажется не без причины: излишняя его предосторожность иногда простиралась до робости и боязни. Но недостатки сии почти неприметны между хорошими его качествами. и не имели чувствительного влияния на правление”. (Известие о кончине китайского богдыхана Цзяцина и о вступлении на престол старшего сына его Минь Нина // Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским. — СПб., 1823. — Ч. 1. — Кн. 1. — С. 4, 5). Некоторые сведения об императоре Юн Яне и его отношении к посольствам из Англии и России, а также о приготовлениях к приему русского посольства Ю. А. Головкина, имеются в записке начальника Российской духовной миссии в Пекине архимандрита Софрония (см. док. № . 531); о Софронии см. коммент. 2 к док. № . 99.