ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ЮАНЬ

ЮАНЬ ШИ

§ 7. Биография полководца Субутай-богатура

Субутай-богатур (1176-1248) – монгол-урянхат. Ребенком был отдан в нукеры к Чингис-хану. Прошел путь от сотника до командующего армией, выдающийся полководец чингизовой эпохи. Участвовал в походах на Северный Китай, кипчаков, булгар, русских, венгров; преследовал хорезмшаха. В западном походе дошел со своими войсками до берегов Адриатического моря. В 1242 г. вернулся в Монголию, где и скончался через несколько лет на берегах р. Толы. В донесении Иоанна де Плано Карпини он назван в числе известных монгольских вождей (duces): Sibedei senex, qui dicitur inter eos miles 'старик Си-бедей, который среди них зовется воином' (Liber Tartarorum, V. 21). Монгольское по происхождению слово «бахадур», по всей вероятности, восходит к форме баатур, откуда и современное монгольское батор. В тюркских языках оно имеет формы батир, батур, ботир. Русское «богатырь» обычно возводят к гипотетическому «богатур». Возможно, это производная или параллельная форма того же баатур. Значение этого слова общеизвестно: 'герой, витязь', 'силач, богатырь'.

На чем реально держалась власть Чингис-хана? Чингис-хан опирался на элитное воинское подразделение – гвардию. Гвардейцы (кешиктены) делились на дневную стражу – турхаутов и ночную стражу – кебтеулов. Первыми гвардейцами Чингис-хана были его нукеры. «Во времена Тай-цзу, – сообщается в «Юань ши», – Мухали, Чилаовэнь, Борху и Борчжу составляли четыре цесе (кешик) для того, чтобы командовать цеседай (кешиктенами) и поочередно служить в гвардии императора» (Юань ши, цз. 99, л. 1а). По наблюдению Чжао Хуна, «храбрецы, которые, находясь в свите [императора], носят луки и стрелы и прислуживают [императору], называются гвардией телохранителей» (Мэн-да бэй-лу, с. 73-74).

«Гвардия Чингис-хана была хотя и воинским формированием, но формированием, которое далеко не ограничивалось исполнением только одной функции – охраны особы государя. Гвардейцы-кешиктены были и администраторами монгольского государства, при этом на первых порах их роль в управлении была решающей. Представляя военную и гражданскую власть одновременно, часто – в одном лице, гвардейцы в то же время являлись заложниками при дворе тех темников и тысячников, которые правили в разных местах империи. [59] Молодой человек, как правило, сын темника, тысячника или сотника, прибыв ко двору и неся при дворе постоянную службу, являлся достаточно надежным гарантом лояльности своего отца к хану, так как всегда был под рукой у последнего. С другой стороны, часть военно-гражданских администраторов на местах была из числа бывших нукеров и гвардейцев хана, связанных с ним личной привязанностью к его особе, и это, безусловно, обеспечивало дополнительную прочность власти на местах» (Кычанов Е. И. Кешиктены Чингис-хана (о месте гвардии в государствах кочевников) // Mongolica. К 750-летию «Сокровенного сказания». М., 1993. С. 154). Возможно, именно на эти обстоятельства обратили внимание Иоанна де Плано Карпини люди из администрации хана, знающие тайны империи: «Император же тартар имеет удивительную власть над всеми. Никто не смеет занять какое-либо место, если сам император его не назначит. Сам же он назначает, где надлежит пребывать вождям, вожди же назначают на места тысячников, тысячники – сотников, сотники – десятников. Сверх того, независимо от времени и места, если им приказано, они идут и на битву и на жизнь и на смерть, и без всяких возражений подчиняются [приказу]» (Liber Tartarorum, V. 22).

Из биографии Субутая известно, что он находился в заложниках у Чингис-хана, т. е. входил в число гвардейцев, когда его старший брат Хулухунь в чине сотника участвовал в войне с найманами.

Жизнеописание Субутая – это краткая история рождения Монгольской империи. Он участвовал во всех главных военных кампаниях. Послужной список командующего армией интересен полным отсутствием каких-либо идеологических и сакральных элементов, если не считать таковыми определение походов против Тангута и Руси «карательными». Видимо, взаимоотношения Чингисхана со старшими офицерами не нуждались в мифологическом оформлении, соучастие во власти было достаточным основанием для соблюдения преданности лидеру. Известен такой случай. «Накануне падения Бяньцзина главнокомандующий Субудай прислал [к императору] человека с донесением. Там говорилось: “Этот город долго сопротивлялся нам, убито и ранено много [наших] воинов, [поэтому] хочу вырезать его весь» (Сун Цэы-чжэнь, с. 76). Только вмешательство Елюй Чу-цая спасло жителей города.

В династийной истории «Юань ши» имеются два жизнеописания Субутая. В краткой биографии в 122 цзюани Субутай назван Сюэбутай.


Сюэбутай из рода монгол-урянхатов. Его отдаленный предок Нелиби родил Боху-ду, [человека] отважного и имевшего мудрые замыслы. Правнук [Бохуду] Хачи-вэнь родил Хабань-хабули. Хабань-хабули родил двух сыновей. Старшим был Хулухунь, вторым Сюэбутай. Тай-цзу (Чингис-хан) поначалу основал ставку при реке Баньчжуни, это современная река Лунцзюйхэ. Хабань раз гнал в дар [Чингис-хану] стадо овец, но столкнулся с грабителями и был захвачен ими. Сюэбутай и его старший брат Хулухунь подошли вслед [за отцом, они] кололи грабителей и убивали их. Шайка рассыпалась и разбежалась. Хабань смог доставить овец к месту ставки императора. С этого времени отец и его сыновья, старший и младший, стали [60] титуловаться «верными и храбрыми». Хулухунь в чине сотника участвовал в западном походе, разгромил найманов, обрел воинские заслуги. Сюэбутай, будучи сыном, оставленным в заложники, наследовал должность [отца]. В 7-м году правления Тай-цзу (1212) он штурмовал г. Хуаньчжоу, первым поднялся на городскую стену и взял этот город. В награду получил полную телегу ценностей.

В 11-м году (1216) воевал с меркитами на реке Чаньхэ, преследовал главу этого народа до Юйгу и нанес ему большое поражение, затем захватил его земли. В свите государя участвовал в походе на мусульман. Их государь бросил свое государство и бежал. Сюэбутай, возглавив войска, преследовал его. Мусульманин в конце концов умер, а вся его казна целиком перешла в сокровищницу государства. [Сюэбу-таю] были пожалованы драгоценный жемчуг и серебряный кувшин.

В 18-м году правления Тай-цзу (1223) он был отправлен в карательный поход усмирять кипчаков. Ожесточенно сражался с русскими старшим и младшим Мичисы-лао, покорил их. Назначен тысячником меркитов, найманов, кереитов [из которых] создали единую армию.

В 19 году (1224) преподнес [Чингис-хану] 10 тысяч лошадей. В 21 году (1226) захватил народ тегина шара-уйгуров, а также центры округов Дэшунь, Чжэньчжун, Лаиьху и Таочжоу, подарил [Чингис-хану] три тысячи кобылиц.

Во 2-м году правления императора Тай-цзуна (Угедея, 1230) началось широкое наступление на Цзинь. [Войска] форсировали р. Хуанхэ и двинулись на юг. Жуй-цзун (Тулуй) с войсками «младшего брата императора» форсировал реку Хань-шуй и двинулся на север. Войска сошлись у горы Саньфэншань, в Хэнани. Цэинь-ский сановник Хэдада, все генералы, пешее и конное войско числом в сто тысяч человек ожидали боя. Сюэбутай сопровождал Жуй-цзуна и вышел к заставе Ню-тоугуань. Замысел состоял в следующем: гарнизоны городов, сражаясь в поле, не добьются успеха и их легко будет разбить. Армия сосредоточивалась у Саньфэн. Цзиньские войска окружали ее несколькими кругами. Генералы и воины [монгольской армии] очень испугались. Внезапно поднялся сильный ветер и повалил снег. Цзиньские солдаты замерзали и падали на землю, боевой дух [монгольской армии] поднялся, и армия противника была полностью истреблена. Все округа Хэнани затем были покорены.

В 4-м году (1232) Сюэбутай, возглавив войска всех направлений, атаковал г. Бянь. Цзиньский император И-цзун бежал в г. Вэйчжоу, а затем в г. Гуйдэ и г. Цай-чжоу. Осенью, в год под циклическими знаками гуй-сы (1233), генералы г. Бянь сдали город. Этой же зимой атаковали г. Цай [чжоу]. В 6-м году (1234) весной Цзинь погибла. Сюэбутай, видя, что население г. Бянь голодает, дозволил переправляться через реку и оказывать помощь продовольствием. Народ был благодарен ему.

В этом году был отдан императорский приказ великому князю Баду (Батыю) выступить в карательный поход на запад. Сюэбутай находился в авангарде. Сражался и одерживал блестящие победы. В 13-м году покарал правителя народа русских Елибанья и захватил его (Подробнее см.: Кычанов Е. И. 1) Сведения «Юань ши» о завоевании Руси монголами // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. XVIII. С. 160-169; 2) О некоторых обстоятельствах похода монголов на запад (по материалам «Юань ши») // ТС 2001. М., 2002). Напали на народ мачжа (венгров) и сразились с его вождем Целинь у реки Конинхэ. [Сюэбутай] послал часть войска с нижнего течения реки атаковать его (Целиия) город и захватил его. В это время Бэйтин, Си Юй, [61] Хэнань и Хубэй, Гуаньлун – все эти территории были подчинены. Заслуги Сюэбутая были велики и многочисленны.

В начале, когда Тай-цзу (Чингис-хан) пошел карательным походом на Си Ся, он выразил беспокойство в связи с тем, что [Сюэбутай] длительное время провел в походах, и распорядился, чтобы [он] возвратился на родину. Сюэбутай ответил: «Если я, трусливый сановник, стану пребывать в праздности, то не найду себе покоя!» Император восхитился и послушался его. Кроме того, цзиньский командующий Хэда, когда был взят в плен, не подчинялся и был готов умереть. Только спросил, где находится Сюэбутай, и просил познакомить его с ним. Сюэбутай пришел и сказал: «Ты – человек, [которому осталось жить] мгновение. Зачем тебе знакомиться со мной?» [Хэда] ответил: «И простолюдин, и сановник – каждый также является сам себе хозяином. Твоя отвага превосходит отвагу всех полководцев. Героев рождает Небо. Это естественно. Я взглянул на тебя и со спокойным сердцем закрою глаза!»

В 3-м году царствования Дин-цзуна (Гуюка, 1248 г.) Сюэбутай скончался в землях по реке Тола, в возрасте 73 лет. В 1-м году девиза царствования Чжи-да (1308 г.) ему посмертно были пожалованы титулы – преданный, старательный, помогавший царствующему государю заслуженный сановник, [чиновник] Кайфу и тун сань сы, высокая опора государства, Хэнань ван. Посмертное имя – Чжун Дин («Утверждающий преданность») (Цит. по: Кычанов Е. И. Субутай-богатур // Кюнеровские чтения. 1995-1997. СПб., 1998. С. 43-46).

Текст воспроизведен по изданию: Историческая география политического мифа. Образ Чингис-хана в мировой литературе XIII-XV вв. СПб. Евразия. 2006

© текст - Юрченко А. Г. 2006
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Рогожин А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Евразия. 2006