ЗАМЕЧАНИЯ НА СТАТЬЮ О ИССЛЕДОВАНИИ ВЕРШИН СЫР И АМУ-ДАРЬИ.

Чл. Сотрудника Общ. Иак. Бичурина.

Прочитав статью г. Чихачева О исследовании вершин Сыр и Аму-Дарьи (См. настоящую книжку Зап. Р. Г. О. стр. 20-49. Указания страниц в Замечаниях г. Бичурина сделано по Зап. Р. Г. О.), я открыл в ней неосновательность некоторых мнений в историческом и топографическом отношениях. Эта неосновательность не относится к существенному содержанию самой статьи; но погрешности сего рода, авторитетом вводимые к нам из западной Европы, а нами с безотчетною доверенностию принимаемые, давно уже отвлекают нас от прямого суждения о вещах, и таким образом невольно заводят вас еще в новые заблуждения. К неосновательным мнениям, вошедшим в сию статью, принадлежат следующие места.

На странице 21-й.

Сочинитель статьи пишет, что «Римско-католические веропроповедники ученым направлением своих трудов сильно способствовали к доставлению Китайцам драгоценных географических и статистических сокровищ». Это не новая мысль, а давнее и притом ложное мнение ученых западной Европы. Римско-католическим миссионерам в Китае поручено было определить положение значительных мест по астрономическим наблюдениям, дабы можно было для каждого места с точностию вычислять начало, средину и конец солнечных и [255] лунных затмений, время восхождения и захождения солнца, среднее время новолуния, полнолуния и четвертей луны, и начало каждой из 24-х годовых перемен в атмосфере. Миссионеры очень добросовестно выполнили сие поручение, и таким образом помогли китайскому правительству издать полный атлас своей империи. — В Китае с третьего столетия до Р. Х. каждая династия при самом вступлении на престол империи составляла новое политическое разделение государства, издавала новые законы и полное статистико-географико-топографическое описание всего Китая с смежными заграничными владениями, притом, с означением перемены в названиях мест, с показанием мест, на которых происходили достопамятные какие-либо события. Вот источник драгоценных географических и статистических сведений о Китае.

На той же страниц в 5-м примечании.

Династия Ган собственно называется Хань. Сия династия смутными обстоятельствами разорвана была на два Дома, известные под названиями Старшего и Младшего, а по их столицам Западного и Восточного Дома. Первый из них царствовал с 202 до Р. Х. до 9 по Р. Х.; второй с 25 по 264 год; но по истории в продолжении обоих Домов вовсе не видно, чтобы Китайская Империя распространялась до Каспийского моря. — Мин-ди, на Француз. Ming-ti, второй Государь из Младшего Дома Хань, царствовал с 58 до 76 года. В начале первого столетия по Р. Х. в Китае происходили великие замешательства, которые препятствовали Китайскому Двору вмешиваться в заграничные дела. Уже в 73 году Китайцы завяли страну Ивулу, ныне Хами, и с этого времени владетели в восточном Тюркистане один за другим поддались Китаю; но в 75 году они опять возмутились. По кончине Мин-ди, который восстановил спокойствие в Тюркистане, в 89 году Хо-ди вступил на престол. Уже при сем государе, а не при Мин-ди, полководец Бань-чао совершенно усмирил восточный Тюркистан, и в 97 году отправил своего помощника Гань-Ин для открытия сообщения с отдаленными народами на западе. Гань-Ин дошел до Средиземного моря, и хотел отправиться в Рим, но из расчисления издержек, потребных на [256] двукратный переход морем, увидел недостаток в средствах, и возвратился.

На странице 34-й.

Слова Кхун-лун правильно произносятся Кхунь-лунь; слова Тьхан-шан выговариваются Тхянь-Шань. О горе, не о горах или хребте, Кхунь-лунь вот что сказано в Китайской Истории Старшей династии Хань: «Китайские посланники (за 125 лет до Р. Х.) открыли вершины Желтой реки. Истоки сей реки выходят из гор в Хотане. Сын Неба, сообразуясь с древними картами, дал название Кхунь-лунь горам, из которых выходит Желтая река. Тхай-шы-гун пишет: по запискам о Государе Юй, Желтая река принимает начало из «горы Кхунь-лунь, а гора Кхунь-лунь в вышину имеет более 2,500 ли (около 1,300 верст); солнце и луна взаимным освещением удаляют мрак от нее. На вершине горы есть сладкий (пресный) источник и мраморное озеро. Но после того, как Чжан Кянь, при возвращении из Дахя (Кабулистана) исследовал истоки реки, открылась нелепость Записок касательно горы Кхунь-лунь. Древняя История, Шу-гин, верно излагает положение гор и рек в девяти областях. Что касается до чудесных вещей, описываемых в Записках о Государе Юй и в книге Шань-хай-гин, я не смею говорить о них». При Государе Юй, Китай разделен был на девять областей, которые описаны сим государем верно. Записки и Шань-хай-гин суть две древнейшие мифологические книги, наполненные самым нелепым баснословием. Тхай-шы-гун (Княжеский титул Историографа Сы-ма Цянь.) жил при том самом государе, который дал Хотанским горам баснословное название Кхунь-лунь, и потому он с большою скромностию изъяснился о погрешности в названии. Впрочем название Кхунь-лунь никогда не было введено в Китайскую Географию. Но что было отвергнуто в Китае назад тому почти за 2000 лет, то в наше время принято первостепенными учеными западной Европы, и ныне Южные горы В. Тюркистана на лучших европейских картах значатся под пышным баснословным названием Кхунь-лунь. Покойный Клапрот хотел блеснуть сим нововведением, и увлек за собою знаменитых Гумбольдта и Риттера. [257]

На странице 35-й.

Сочинитель статьи пишет, что «Кашгар-дария, соединясь с большою Китайскою рекою Тарим, или Ергюль, изливается в озеро Лоб». В Кит. географии сия река так описана: Кашгар-река от Кашгар-горы на юге; начало принимает двумя истоками, из коих один выходит из Луковых, а другой из Северных гор; после соединения их проходит по южную сторону Кашгара под названием Яманьяр-ёстана; минуя Кашгар сливается с Кэзыл-голом и Тямюрчук-голом, и принимает название Кашгар-дярии; по соединении с Яркян-дяриею и Хотан-дяриею принимает название Тёрам-естана; минуя озеро Баба-кюль, в урочище Эргюль принимает название Эргюль-естана. И так особенной реки Терама нет. Китайцы пишут Тарим, а жители Кашгара говорят Терам.

На странице 31-й.

Китайцы знаменитую нагорную площадь Памир открыли за 125 лет до Р. Х. и дали горам ее общее название Цун-лин, что зн. Луковые горы, потому что на высотах Памира много каменного лука растет (Сей лук имеет головку круглопродолговатую. Перья его толще и шире перьев репчатого лука; растет в расселинах, где есть несколько наносной земли. Семена мелкие и черные.). В продолжение последнего столетия пред Р. Х. и первого по Р. Х., Китайские посланники много раз объехали запад Средней Азии в разных направлениях, и, в чем нет ни малейшего сомнения, представили правительству записки о естественном положении Луковых гор: но Сы-ма Цянь и Бань-гу, историки того времени, не сочли нужным внести сии записки в историю, и они погибли. В нынешней Китайской географии о Памире сказано следующее: Луковые горы лежат от Кашгара на запад, и составляют продолжение Небесных гор. Сплошные холмы, взгроможденные одни на другие, простираются на несколько сот ли; то исподоволь поднимаются или скрываются, то вдруг возвышаются или тянутся цепью. Высокие из них уходят за снежную линию. Горы, лежащие от Кашгара и Яркяна на запад, все принадлежат к систем Луковых гор. Из них принимают начало реки Кашгар-дярия и Яркян-дярия. Они имеют различные местные названия, но искони общее им название [258] Луковые горы. О дорогах чрез Памир в Истории династии Хань за 125 лет до Р. Х. сказано следующее: Западный край (Вост. Тюркистан) содержит в себе 36 владений, и на западе ограничивается Луковыми горами. Южная дорога на запад по переходе чрез Луковые горы ведет в большой Юечжы и Аньси (Хива и Афганистан.). Северная дорога на запад по переходе чрез Луковые горы ведет в Давань, Кангюй и Яньцай (В Коканд, в Большую и Среднюю казачьи Орды. Янь-цай есть название казачьей же орды, обитавшей на землях, простирающихся от Аральского озера далеко на север.). В Истории династии Тхан, в повествовании о Западном краге в VII веке, о пространстве нагорной площади Памира сказано: Луковые горы на юге смежны с большими снежными горами (Бадакшанские горы принадлежат к системе Луковых гор.); на север простираются до Горячего озера (Балхаш) и Тысячи ключей (Сие место лежит на западных пределах Тарбагтая, но с точностию еще не исследовано.). Утесистые хребты тянутся на несколько сот ли. В горных ущельях постоянно лежат снеги и льды. Холодные ветры сильны и пронзительны. В горах родится лук, от чего и название им.

На карте западной Монголии, приложенной при статистическом описании Китайской Империи, в горах Памира находится три озера: Кара-кюль, Тус-кюль и Есиль-кюль. По Кит. географии, Кара-кюль лежит от Кашгара на западе. Это есть верхнее течение реки Яманьяра, который от гор Улу-арат на северозапад двумя истоками выходит из гор; по соединении в одно русло разливается, и составляет озеро, имеющее около ста ли окружности; а по выходе из озера принимает название Яманьяр-ёстана. Есиль-кюл лежит от Яркяна на западе. Сие озеро глубоко, обширно и окружено множеством гор. На север простирается до Аньцзочжана, на западе ограничивается Луковыми горами, на юге подходит к Бадакшайским горам. О Тус-кюле нет сведений. Китайских слов Помило, или Фомило, нет ни в истории, ни в географии Китайской.

В примечании 36-м (стр. 35) должно сказать, что Китайцы не без основания полагают начало Желтой реки в В. Тюркистане. Большая река Эргюль-Ёстан, составившаяся из [259] множества других рек, вытекающих из Западных, Южных и Северных гор, изливается в Лоб-нор, а из Лоб-нора сие непомерное количество вод, пробираясь подземными путями на юговосток, снова выступает на западных пределах Хухэнора, и составляет начало Желтой реки под названием Алтань-гола. Лоб-нор лежит в 200 ли от Харашара на юг, содержит от 3-х до 400 в длину в до 200 ли в ширину. Эргюль-естан впадает в него с запада. По сторонам озера бесчисленное множество родников. По северную его сторону проходит цепь песчаных гор, а на юговосток лежат песчаные болотистые степи, простирающиеся до Западных гор Хухэнора. Посему-то Лоб-нор считается величайшим водоемом, из которого Желтая река скрытно принимает первое начало. Вторичный исток ее появляется на западных пределах Хухэнора. От Одонь-талы на запад есть холм, вышиною в несколько десятков футов; он стоит одиноко, и по Монгольски называется Алтань-гасуцилу. Сей холм имеет каменную вершину, а бока его состоят из охры оранжевого цвета, ничего не произращающей. На вершине холма есть озеро, на дне которого бьют родники, а вытекающий из него источник впадает в речку Алтань-гол, и составляет вершину Желтой реки. Алтань-гол выходит из восточной подошвы Баинь-хара-олы; протекая на северовосток около 300 ли, принимает в себя несколько горных ключей, и преходит в Одонь-талу. По южную сторону Одонь-талы лежат горы Дурболцзинь-ола, Хара-дархан-ола и Баинь-хара-ола, на северной стороне Улань-тэси-ола (Многие вершины помянутых гор покрыты вечными снегами.). Сии горы в совокупности составляют круг, внутри которого около 300 ли пространства, усеянного бесчисленным множеством родников, и это самое место по Монгольски называется Одонь-тала, что значит: звездная степь идо пустыня, по Кит. Син-су-хай, звездное море. Все родники впадают в Алтань-гол, который еще протекши около 100 ли входит в озеро Цзярын-нор, а из сего озера чрез 30 ли входит в озеро Нюрын-нор, и по выходе из последнего принимает Монгольское название Хатунь, или Катунь-гол, что зн. Царица-река; по вступлении в пределы Китая принимает название Желтой реки. [260]

Китайцы еще до Р. Х. заведя хлебопашество по берегам Эргюля, и провели несколько каналов для орошения полей. В настоящее время и Тюркистанцы славятся своими водопроводами. Берега Лоб-нора в древности довольно были заселены; но ныне все это пространство совершенно опесчанело, и потому сделалось почти необитаемым.

На странице 38-й.

Памирский як верно описан, но это описание не может относиться к якам в других странах. На западных пределах Китая и в Хухэноре дикие яки водятся по высоким горам; но в Тибете як есть домашнее животное, и живет на равнинах даже под 30° широты, под знойным небом. В Монгольской степи близ Урги пасутся большие стада яков. Они не низки ростом, но по короткости ног в сравнении с толщею туловища кажутся низкими. Густой волос, висящий с брюха яка, бывает длиною до полуаршина. В торговле уважается только белый волос: но яков чисто белых очень мало. Самая большая часть черных; встречаются и пестрые.

Текст воспроизведен по изданию: Замечания на статью о исследовании вершин Сыр и Аму-Дарьи // Записки императорского русского географического общества, Книга III. 1849

© текст - Бичурин Н. Я. [Иакинф]. 1849
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЗИРГО. 1849