Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АЛ-МАВАРДИ

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

АЛ-АХКАМ АС-СУЛТАНИЙА


“Ал-Ахкам ас-султанийа” (Принципы управления) ал-Маварди (ум. 1058) — одна из самых значительных работ мусульманской юридической литературы.

В эпоху появления этой работы в восточной части халифата, распавшегося на множество независимых эмиратов, шла ожесточенная борьба за гегемонию между Буидами, захватившими Багдад в 945 г., и Газневидами. При халифе ал-Каиме (1031—1075) в эту борьбу вступает третья сила — сельджуки, захватившие в 1055 г., за три года до смерти ал-Маварди, Багдад.

Каждая из соперничавших сторон, учитывая религиозный авторитет отстраненных от светской власти халифов, стремилась заручиться их поддержкой в борьбе со своими врагами. Халифы, в свою очередь, используя противоречия между этими силами, пред- принимали попытки расширить свое светское владение, а в конечном счете — восстановить былое могущество своих предков.

Ал-Маварди, по своему сознанию сторонник централизованной власти, а по служебному положению тесно связанный с аббасидскими халифами ал-Кадиром (991—1031) и ал-Каимом, не только практически, но и теоретически поддержал централистскую политику этих халифов, написав свой труд по их поручению.

Труд ал-Маварди стал предметом изучения сравнительно рано, и большинство востоковедов его считали, а часть считает до сих пор, единственным авторитетным источником по вопросам имущественных отношений раннего халифата. [8]

Система взглядов ал-Маварди по вопросам экономическим и социальным или не совпадает, или значительно расходится со взглядами ранних законоведов, в том числе и принадлежавших, как и он, к юридической школе шафиитов. Это естественно, если учесть значительный промежуток времени, отделяющий ал-Маварди от ранних законоведов Абу Йусуфа и др. Но большинство востоковедов до сих пор придерживаются точки зрения, первый раз высказанной М. Берхемом, согласно которой ал-Маварди дает реальную и точную картину поземельных отношений при первых халифах. Сопоставление этого труда с трудами ранних законоведов даст возможность выяснить, насколько упомянутая точка зрения соответствует действительности. Этот труд полезен для исследователя общественно-экономических отношений раннего халифата и в том отношении, что ее автор строго систематизирует взгляды законоведов предшествующих эпох, в том числе и основоположников четырех юридических школ.

Переведено по: Mawerdii Constitutiones politicae. Ex recensione M. Engeri. Bonnae, 1853.


Все земли (халифата) делятся на четыре категории. Первая категория — земли, оживленные мусульманами. Это — земли ушра и не дозволено облагать их хараджем. Вторая категория — земли, ради сохранения которых владельцы их приняли ислам. Они имеют преимущественное право на эти земли, и, по мнению аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, они — земли ушра и не дозволено облагать их хараджем.

Абу Ханифа говорит: Имам может по собственному выбору наложить на них харадж или ушр. Если он наложил на них харадж, то не дозволено перевести их на ушр, но если он наложил на них ушр, то дозволено перевести их на харадж.

Третья категория — земли, завоеванные у неверующих посредством оружия, с бою. Они, по мнению аш-Шафи'и, — добыча, подлежащая разделу между взявшими их в качестве добычи, и они земли ушра. Не дозволено облагать их (налогом) харадж. Малик их считает вакфом из-за хараджа, налагаемого на них. Абу [197] Ханифа говорит, что имам может выбирать: разделить их или сделать вакфом.

Четвертая категория — земли, о которых неверующие заключили договор. Это та специальная категория земель, которая облагается (налогом) харадж и состоит она из двух видов: первый вид — земли, брошенные их владельцами и таким образом ставшие принадлежностью мусульман без сражения. Они — вакф в пользу всех мусульман и облагаются (налогом) харадж, который представляет постоянную арендную плату, если его сумма и не будет определена во времени, когда это будет в общих интересах. Этот харадж не подлежит изменению ни при принятии ислама (их владельцами), ни при вступлении их под покровительство. Не дозволено продавать субстанции этих земель из-за распространения на них статуса вакфа. Второй вид — земли, владельцы которых остались на них и заключили договор (с муслимами) об их сохранении в своем владении посредством хараджа, налагаемого на них (в пользу муслимов). Этот вид состоит из двух подвидов. Первый подвид — земли, владельцы которых при заключении договора с нами отказались от собственности на них в пользу нас. Эти земли — вакф мусульман, подобно землям, брошенным их владельцами. Харадж, налагаемый на них, представляет арендную плату, которая сохраняется и при принятии их владельцами ислама. Не дозволено им продавать субстанцию этих земель. Они сохраняют преимущественное право на них, пока они соблюдают до- говор. Независимо от того, останутся ли они неверующими или примут ислам, у них нельзя отобрать эти земли так же, как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов.

Платеж хараджа не освобождает их от платежа подушного налога — джизьи, если они станут людьми зимма и изберут новое местожительство. Если они не вступают в покровительство — зимма, сохраняют договор, но не платят джизью, то не дозволено оставить их в этом положении больше года, а меньше одного года без платежа джизьи оставлять их дозволено. Второй подвид — земли, владельцы которых сохранили собственность на них, не отказались от их субстанции и заключили о них договор с муслимами на условии платить (в пользу них) харадж, налагаемый на них. Это харадж — джизья, которая взимается с них, пока они остаются неверующими, но при обращении их в ислам — снимается. Дозволено не брать у них подушный налог, а им разрешается продавать эти земли кому они пожелают: своим, муслимам, зиммьям. Если они продадут землю своим, то на нее будет сохранен статус хараджа. Если они продадут землю муслиму, то харадж с нее снимается. Если они продадут землю зиммьям, то с нее, возможно, будет взиматься харадж из-за того, что ее покупатель неверующий, а возможно, с нее будет снят харадж из-за того, что после вступления покупателя под покровительство — зимма, условия прежнего договора для него не обязательны.

Ал-Маварди, стр. 254—256.


Что касается икта ат-тамлик (Икта ат-тамлик — пожалованная на правах частной феодальной собственности земля. Этот вид пожалования ал-Маварди противопоставляет икта ал-истиглал — пожалованию не земли, а дохода с нее), то земля, пожалованная на правах икта, делится на три категории: мертвую землю, обработанную землю и землю с (полезными) ископаемыми.

Что касается мертвой земли, то она двух видов. Первый вид — земля, которая не переставала быть мертвой с давних времен, не подвергалась обработке и не была в собственности (кого-либо). Это — та земля, которую султан может пожаловать тому, кто ее оживит и обработает.

По мнению Абу Ханифа, пожалование ее в икта — условие дозволенности ее оживления, ибо Абу Ханифа не разрешает оживить мертвую землю, если это не дозволено имамом.

По мнению аш-Шафи'и, пожалование ее в икта дает ее получателю преимущественное право на ее оживление по сравнению с другими, но это пожалование не условие дозволенности ее оживления, ибо оживлять мертвую землю дозволяется без разрешения имама.

Согласно обоим мнениям, тот, кто получает мертвую землю на правах икта, посредством оживления приобретает преимущественное право по сравнению с другими.

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует— (обещал) пожаловать Зубайру ибн Авваму земли из мертвой земли ан-Наки столько, сколько тот покрыл бы галопом своего коня. Зубайр припустил коня, а потом, желая увеличить (получаемую) землю, перебросил свой кнут через коня, и посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Дайте ему землю до места падения его кнута.

Второй вид — земля, которая (в прошлом) была обработана, а потом пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной. Такая земля двух подвидов. Первый подвид — земля, которая существовала при джахилии, подобно землям адии и самуд. Этот подвид походит на землю, которая не была обработана, и ее пожалование на правах икта дозволено. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: “Земля ади принадлежит Аллаху, его посланнику, а потом от меня — вам”, подразумевая землю ади. Второй подвид — земля, которая была приобретена во время ислама и на которую распространялась собственность мусульман, а потом она пришла в негодность и стала мертвой, бесплодной. О правилах ее оживления у законоведов три различных мнения.

По мнению аш-Шафи'и, на эту землю посредством оживления нельзя установить собственность независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Малик говорит, что посредством оживления на нее можно установить собственность независимо от того, известны или не известны ее владельцы. Абу Ханифа говорит, что если владельцы этой земли известны, то на нее посредством [199] оживления собственность не устанавливается, но если они не известны, то на нее посредством оживления собственность устанавливается. Согласно его мнению, посредством оживления не дозволено установить собственность на мертвую землю без пожалования ее на правах икта. Если ее владельцы известны, тогда не дозволено пожаловать мертвую землю на правах икта, ибо ее владельцы имеют преимущественное право на ее продажу и оживление, но если они не известны, то пожалование ее на правах икта дозволено, и это пожалование — условие законности ее оживления. Когда мертвая земля по комментированному нами способу становится икта, то тот, которому имам пожалует ее и который в силу этого приобретает на эту землю преимущественное право по сравнению с другими, не может установить собственность на эту землю, пока ее не оживит. Если он приступает к оживлению полученной земли, то по окончании ее оживления становится собственником. Если тот, кто получил мертвую землю на правах икта, не приступает к ее оживлению, то он имеет преимущественное право на эту землю только в качестве ее владельца, но не собственника. Будут рассмотрены причины, из-за которых он не приступил к ее оживлению, и если они будут явно уважительными, то нельзя оспаривать у него эту землю, он сохраняет ее в своем владении, пока существуют эти причины. Но если причины будут неуважительными, то, по мнению Абу Ханифа, нельзя оспаривать у него эту землю до истечения трех лет. Если владелец оживит ее в течение этого времени, то хорошо, а если нет — упраздняется статус икта на том основании, что Умар назначил срок пожалования три года.

По мнению аш-Шафи'и, установление срока не обязательно. Во внимание принимается возможность этого лица оживить мертвую землю, и когда наступит время, в течение которого земля должна быть оживлена, ему будет сказано: или ты оживи ее, и она будет утверждена у тебя в собственности, или откажись от нее с тем, чтобы она вернулась в положение, в котором она находилась до ее пожалования. Что касается срока, назначенного Умаром, да будет доволен им Аллах, то он, возможно, был вызван частным обстоятельством, или же его мнение было признано годным во всех случаях.

Если какой-либо узурпатор присвоит пожалованную мертвую землю и оживит ее, то по этому поводу законоведы высказывают три различных мнения.

По мнению аш-Шафи'и, тот, кто оживит такую землю, приобретает преимущественное право над лицом, получившим ее на правах икта. Абу Ханифа говорит, что при оживлении такой земли до истечения трех лет она остается в собственности того, кому она была пожалована, а после истечения трех лет она становится собственностью того, кто ее оживил. Малик говорит, что если эту землю оживили, зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда земля остается в собственности того, кому она была [200] пожалована, но если ее оживили, не зная о том, что она была пожалована на правах икта, то тогда тот, кому она была пожалована, может выбирать: или оплатить расходы по оживлению тому, кто мертвую землю оживил, или оставить ее у него и передать ему же остальную часть мертвой земли.

Что касается обработанной земли, то она двух категорий. Первая — земля, собственник которой определен и на которую у султана нет никаких прав, кроме обязательств, налагаемых на эту землю казной, когда она находится на территории ислама, независимо от того, будет ли она принадлежать муслимам или зиммьям; но если земля находится на территории войны, которую мусульмане еще не захватили, и имам пожелает пожаловать ее на правах икта с тем, чтобы тот, кому она будет пожалована, вступил в собственность при ее завоевании, то это дозволено. Тамим ад-Дари просил посланника Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, чтобы тот пожаловал ему Уйун ал-Балад, который находился в Сирии, до ее завоевания, и он так и сделал. Абу Са'лаб ал-Хушани просил его, чтобы он ему пожаловал землю, которая была в руках румов. Просьба его удивила посланника Аллаха, и он сказал: Слышите ли, что он говорит и сказал: “Тот, кто послал тебя с истиной с тем, чтобы он открыл ее тебе”, и написали ему грамоту об этом.

Таким образом, если кто-либо просит у имама в дар имущество на территории войны и оно еще в собственности ее населения или кто-либо просит пленных и подростков с этой территории с тем, чтобы при ее завоевании он имел преимущественное право на них, то это дозволено. Дарение разрешено и тогда, когда еще не известно, осуществимо ли оно, ибо оно зависит от общего положения. Аш-Ша'би говорит, что Харим ибн Аус ибн Харис ат-Та'и сказал пророку — да благословит его Аллах да приветствует: Если Аллах доставит тебе победу над Хира, то дай мне Бинт Нафилу. Когда Халид хотел заключить договор с жителями Хира, Харим заявил ему: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — назначил мне Бинт Нафилу, и исключи ее из договора. Башир ибн Са'д и Мухаммад ибн Маслама засвидетельствовали это. Халид исключил ее из договора и передал Хариму, который продал ее за тысячу дирхемов. Со времен договоренности Харима она изменилась и состарилась. Хариму сказали: Горе тебе, ты ее удешевил, а если бы ты запросил, то родственники ее дали бы тебе в два раза больше. Тот ответил: Я не думал, что существовало число большее, чем тысяча.

Когда икта ат-тамлик соответствует этой категории, то необходимо рассматривать условия завоевания. Если завоевание имело место на основе договора, то земля освобождается для лица, получившего ее на правах икта, и она подлежит изъятию из условий договора в силу предшествующего пожалования этой земли на правах икта. Но если завоевание осуществлено посредством оружия, то лицо, получившее землю на правах икта и дара, [201] приобретает преимущественное право на пожалованную и подаренную землю над теми, кто ее взял в качестве добычи. Дело последних будет рассмотрено, и если они знали о пожаловании и дарении этой земли до ее завоевания, то они не имеют права требовать возмещения за пожалованную и подаренную землю. Но если они не знали об этом до завоевания, то имам дает им в возмещение то, что их удовлетворит, таким же образом, как имам дает им компенсацию из добычи за какое-нибудь дело. Абу Ханифа говорит, что не обязательно дать им компенсацию из добычи как за пожалованную и подаренную землю, так и за какое-нибудь другое дело.

Вторая — земля, собственники которой не определены и на которую никто не может предъявить права. Эта категория делится на три вида.

Первый вид — обработанная земля, которая в завоеванных странах была взята имамом в пользу государственной казны или по праву хумса, так как она принадлежала людям хумса, или по праву конфискации для удовлетворения тех, кто взял ее в добычу. Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — конфисковал на территории Савада земли Хосроя, земли членов его дома и земли, собственники которых или бежали, или погибли в сражении. Общая сумма дохода с этих земель составляла 9 млн. дирхемов. Он расходовал ее в интересах мусульман и никому не жаловал из этих земель акта. Потом Усман — да будет доволен им Аллах — начал жаловать из них икта, так как считал, что пожалование их на правах икта дает больше доходов, чем оставление их необработанными. Эти пожалования земли на правах икта он обусловливал платежом по праву фая. Эти его пожалования были икта иджара, а не икта ат-тамлик. Доход с этих земель увеличился до того, что достиг, как говорят, 50 млн. дирхемов. Из этого дохода выдавал он награды и дары, а после халифы передавали его друг другу. Во время ал-Джамаджима в 82 году, когда восстал Ибн ал-Аш'ас (Ал-Маварди имеет в виду восстание Абд ар-Рахмани ибн Мухаммада в Сиджистане и одно из сражений его войск с правительственными войсками в 82/15 февраля 701 — 3 февраля 702 г. под Куфой у Дайр ал-Джамаджима), сгорел диван и каждый забрал ту часть этой земли, которая примыкала к его владению.

Это тот вид обработанной земли, субстанцию которой не дозволено пожаловать на правах икта, ибо посредством конфискации она стала принадлежать казне как собственность всех мусульман и на субстанцию этого вида земли распространяется статус постоянного вакфа.

Второй — земли хараджа, субстанции которых не дозволено пожаловать в собственность. Этот вид делится на два подвида.

Первый подвид — земли, субстанции которых — вакф, а ее харадж — арендная плата. Передача в собственность вакфа посредством пожалования, а также посредством продажи и дарения незаконна. Второй подвид — земля, субстанция которой — частная собственность, а ее харадж — джизья. [202]

Незаконно пожаловать в икта землю, которая находится в частной собственности и собственники которой признаны. Что касается пожалования ее хараджа, то об этом мы упомянем после, в икта ал-истиглал.

Третий подвид — земля, владельцы которой умерли и на которую не имеют права наследники умершего.

Ал-Маварди, стр. 330—336.

(пер. Л. И. Надирадзе)
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории Халифата. М. МГУ. 1968.

© текст - Надирадзе Л. И. 1968
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Петров С. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© МГУ. 1968