Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

32. Мерван II (127-132 г.). Мерван II овладел престолом благодаря сирийскому войску, находившемуся под его начальством в Армении, с которым он предпринял поход в Сирию. В состав этого войска входили отряды различных сирийских военных округов (джундов). Они присягнули Мервану, и он позволил им, в знак благодарности, выбрать самим новых начальников джундов. Урдуннцы выбрали ал-Валида-ибн-Муавию-ибн-Мервана, двоюродного брата Мервана II, а палестинцы — Сабита-ибн-Нуайма ал-Джузамия (ат-Табарий, стр. 221 пер.; там же, примеч. 4, о предшествующей деятельности этого Сабита).

Этот Сабит-ибн-Ну'айм был неисправимым сеятелем смут, среди которых думал выдвинуться. Посланный в Африку он интриговал среди войска Ханзалы-ибн-Сафвана, так что его пришлось выслать в оковах в Сирию. Прощенный по ходатайству Мервана и взятый им с собою в Армению, он затеял и там возмущение в войске. Выбранный начальником палестинского джунда, он не замедлил в том же году восстать против Мервана II, двинулся на урдуннский округ и осадил Табарию. Мерван II послал против него Абу-л-Варда с войском, узнав о приближении которого жители Табарии сделали вылазку и обратили в бегство Сабита. Он удалился в Палестину, снова собрал войско, но был вторично разбит Абу-л-Вардом и скрылся. Трое из его сыновей были взяты в плен (ат-Табарий, стр. 221-2 перев.) (Ибн-ал-Асир, стр. 465-6 перев., только сокращает ат-Табария). Правителем Палестины был назначен ар-Румахис-ибн-'Абд-ал-'Азиз. По сведениям ал-Макризия (стр. 663 пер.), Сабит-ибн-Ну'айм из Палестины [731] бежал в Египет и пытался нечаянным нападением овладеть Фостатом, но был разбит. У ат-Табария (стр. 222 пер,) говорится о ходивших в Сирии слухах, будто Сабит овладел Египтом. Через два месяца после своего поражения Абу-л-Вардом, скрывавшийся Сабит был выдан своим соплеменником, отправлен к Мервану, четвертован вместе со своими тремя сыновьями, и их тела были выставлены напоказ при дверях дамасской мечети (Четвертый сын Сабита, Руфа'а, бежал в Индию, был обласкан и назначен соправителем брата Мансура-ибн-Джумхура, убил брата своего благодетеля, схвачен и заживо замурован (ат-Табарий SII, 1895)). Рассказ ат-Табария о восстании Сабита помещен под 127 годом; этот же год указан у ал-Макризия. Ал-Мас'удий дает 128-й год (У ал-Мас'удия ошибочно Ну'айм-ибн-Сабит вместо Сабита-ибн-Ну'айма). Ал-Я'кубий (стр. 113 пер.) в своем кратком известии о восстании Сабита года не дает; он говорит, что Мерван отправил против него ар-Румахиса-ибн-'Абд-ал-'Азиза.

В Рамадане 130 года в Иерусалиме было сильное землетрясение. Купол ас-Сахры остался в целости только благодаря чуду. Землетрясение распространилось на всю Сирию, народ бежал в пустыню и провел там 40 дней (Ибн-Тагриберди, Муджир-ад-дин, стр. 693, 1246-8 пер.).

К югу от Мертвого моря, в уединенной долине шератских гор, находится селение ал-Хумейма. В этом селении, по-видимому, совершенно в стороне от дел, жили потомки 'Аббаса, дяди пророка. В действительности же, они вели заговоры против Омейядов и принимали участие в пропаганде в пользу Алидов, весьма распространенной в восточной половине арабской империи. В то время, когда все уже [732] было подготовлено к восстанию, 'Аббасиды сумели стать на место Алидов и основать новую династию (Dozy, Essai sur l'histoire de l'islamisme, Leyde, 1879, стр. 226). Омейяды знали о существовании заговора, но не оценили размера грозящей им опасности и не знали в точности в пользу кого именно из "рода пророка" ведется пропаганда, так как имя кандидата в будущие халифы сохранялось, до последней минуты, в глубочайшей тайне, дабы не подвергать его опасности. При Мерване II, по сообщениям ат-Табаpия, Ибн-'Абд-Раббихи, ал-Мас'удия, Ибн-ал-Асира (стр. 223, 301, 319. 466 пер.), была перехвачена переписка Ибрахима-ибн-Мухаммеда, одного из 'Аббасидов, с Абу-Муслимом, главой противо-омейядской пропаганды в Хорасане. Ибрахим был арестован, привезен к Мервану; посажен в тюрьму и вскоре скончался. Ал-Я'кубий (стр. 113 пер.) умалчивает о захвате переписки и говорит, что Ибрахим был арестован, как выяснившийся претендент на престол.

По ат-Табарию (стр. 223 пер.) (Которому следует Ибн-ал-Асир, стр. 466 перев.), Ибрахим в своем письме Абу-Муслиму приказывал ему казнить всех жителей Хорасана, говоривших по-арабски. Это, без сомнения, клевета, возникшая на почве крайней враждебности к арабам персов, которые ожидали от мятежа восстановления могущества своей народности. Арабы, жители Персии и Хорасана, разделились на партии, и, конечно, не могло быть и речи об истреблении ставших на сторону "рода пророка". Несомненно, что в общем персы выиграли, а арабы проиграли, и многие из последних заранее предусматривали последствия падения Омейядов.

Рассказ об аресте Ибрахима передается у [733] ал-Я'кубия и ат-Табария со слов одного и того же лица, потомка 'Аммара-ибн-Ясира. У ал-Мас'удия другой источник; только у него говорится о подкупе гонца. Ад-Динаверий о перехваченных письмах умалчивает (Изд. В.Гиргаса, 357). Ал-Мас'удий (стр. 320 перев.) и ад-Динаверий (Ibid.) сообщают подробности о свидании Мервана II и Ибрахима. По сведениям ад-Динаверия, Ибрахим отрицал свое участие в восстании в Хорасане; по ал-Мас'удию, он был уличен своим собственным гонцом. Как бы то ни было, Мерван не казнил Ибрахима тотчас же, потому ли, что не обладал достаточно вескими против него уликами, или же опасаясь навлечь на свою голову проклятия за yбиeние члена семейства пророка и умножить число недовольных. Ибрахим был заключен в Харране и там тайно умерщвлен (ал-Я'кубий, ат-Табарий, ал-Мас'удий, Ибн-ал-Асир стр. 114, 227-8, 320-1, 467-8 перев.) (Ibid.) в 132 году. Некоторые авторы говорят, что он умер от чумы (стр. 226 перев.). Очень возможно, что эти последние правы, так как рассказы об yбиeнии Ибрахима в корне расходятся один с другим (сравни стр. 320-1 и стр. 227-8 перев.); они могли быть сочинены с целью очернить Мервана II. В битве при Забе Мерван II был разбит войсками 'Аббасидов и бежал через Сирию и Палестину в Египет. Об этом бегстве нам сообщают ал-Я'кубий, ат-Табарий, ал-Мас'удий, Ибн-ал-Асир (который только сокращает рассказы ат-Табария), Абу-л-Фарадж (стр. 114. 228-30, 321-2, 468-9, 601 перев.). Из них только один Абу-л-Фарадж говорит, что Мерван собрал в Палестине, при реке [734] Абу-Футрус, громадное войско и что там произошло сражение, в котором 'Абдулла-ибн-'Алий, предводитель 'аббасидского войска, разбил Мервана и захватил его лагерь. Другие об этой битве умалчивают, и, судя по их сообщениям, бежавший Мерван едва ли мог собрать в Палестине "огромную" армию. Сообщению Абу-л-Фараджа нельзя верить: уже около Химса Мерван двигался в сопровождении немногих (стр. 228 перев.); повсюду на его пути вспыхивали восстания (стр. 321 перев.), и он едва не был задержан и захвачен в Палестине (229 перев.). Если в сообщении Абу-л-Фараджа и есть доля правды, то она состоит разве только в том, что 'Абдулла мог, действительно, овладеть при реке Абу-Футрус брошенным второпях лагерем Мервана.

Согласно остальным, Мерван бежал из Киннесрина в Химс. Когда он двинулся дальше, то жители Химса, заметив малочисленность его конвоя, бросились в погоню за ним, но попали в засаду двух воевод Мервана, отставших от него и пропустивших мимо себя преследующих. Химситы были изрублены (ат-Табарий стр. 228 перев.). Далее Мерван прошел через Дамаск. В дамасском округе против него восстал ал-Харис-ибн-'Абд-ар-Рахман ал-Хараший (а.т-Мас'удий, стр. 321 пер.). Оставив наместником в Дамаске своего зятя, ал-Валида-ибн-Му'авия-ибн-Мервана, халиф проследовал через урдунский округ. Здесь против него возмутился Хашим-ибн-'Амр, кайсит, и Мерван II бежал дальше с своим бывшим правителем Урдунна, Са'лабой-ибн-Саламой ал-'Амилием (стр. 321, 229 перевода). Когда Мерван II прибыл в округ палестинский, то оказалось, что в нем восстал джузамит [735] ал-Хакам-ибн-Дыб'ан, внук Рауха-ибн-Зинба', и захватил казну округа, так что правитель от имени халифа, ар-Румахис-ибн-'Абд-ал-'Азиз, утратил свою власть. Тогда Мерван обратился к другому внуку Рауха-ибн-Зинба', 'Абдулле-ибн-Язиду, и тот пропустил халифа (стр. 229, 321-2 перев.). Из этого сооб-щения мы заключаем, что положение Мервана было крайне затруднительно: ал-Хакам-ибн-Дыб'ан, очевидно, пытался или имел намерение загородить ему дорогу или задержать его до прибытия 'Абдуллы-ибн-'Алия, гнавшегося по пятам халифа. Из Палестины Мерван бежал в Египет в сопровождении оставшегося ему верным ар-Румахиса.

Между тем 'Абдулла-ибн-'Алий, двигаясь по следам Мервана, осадил Дамаск и взял его приступом в среду 10 Рамадана 132 года (стр. 230 перев.). Пробыв в Дамаске 15 дней, 'Абдулла дошел сначала до ал-Кусвы, в 12 милях к югу от Дамаска (Стр. 1151 перев.), и отсюда отправил в Медину, где возникла междоусобица, хашимита Яхъю-ибн-Джа'фара. Далее 'Абдулла проследовал через Бейсан, причем восставшие против Мервана жители Урдунна встретили его в черных платьях в знак подчинения 'Аббасидам. В Палестине 'Абдулла остановился при реке Абу-Футрус, где, если верить Абу-л-Фараджу, захватил покинутый лагерь Мервана. Отсюда в Зу-л-Ка'де 132 года был послан в погоню за беглецом Салих-ибн-'Алий. Он пошел через Рамлу, собрал суда и двинулся дальше в Египет берегом моря в сопровождении судов, которые плыли рядом с ним по морю (стр. 230 перев.). [736]

Во время царствования Мервана II копты в Египте подверглись притеснению со стороны 'Абд-ал-Мелика-ибн-Мусы (‘Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван-ибн-Муса-ибн-Нусайр ал-Лахмий (Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 350)), который сначала был заведующим сбором хараджа, а затем, в Джумаде II 132 г., был назначен правителем Египта (Ibid.), (ал-Мекин, ал-Макризий, стр. 553-4, 653- 4 перев.). Он заключил в тюрьму Михаила, александрийского патриapxa, и потребовал с него денег. Патриарх выпросил позволениe отправиться с епископами для сбора подаяния и отдал 'Абд-ал-Мелику собранное. Тогда тот оставил его в покое. По ал-Мекину, освобождение патриаpxa произошло вследствие чуда: в ту ночь, когда он возвратился в Миср, произошло страшное землетрясение, разрушившее до 600 городов. Напуганный правитель отпустил патриapxa. Это сообщение дает нам возможность отнести вышеизложенное к 130 году (См. выше, стр. 731 о землетрясении 130 года).

Притеснения 'Абд-ал-Мелика вызвали возмущение коптов в 132 г. (стр. 653 перев.). Когда Мерван II прибыл в Египет 21 или 26 Шевваля 132 г., то ему немедленно пришлось усмирять арабов, которые перешли на сторону 'Аббасидов (Ибн-Тагриберди, I, 351), и коптов (стр. 653,22-25; 557,13-16 перев.). Находясь на краю гибели, Мерван, однако, не потерял головы и не сдался. Пока в его руках еще была власть, он жестоко отомстил коптам за восстание, схватил патриapxa и несколько раз отсылал его на казнь, требуя, вероятно, от него денег. Город Миср был сожжен вместе с хлебными складами, и Мерван переправился в ал-Джизу, уходя от преследующих [737] его войск 'Аббасидов и решив бежать на Запад. При ал-Джизе был женский монастырь, в котором Мерван и его спутники произвели всяческие бесчинства (стр. 557-8, 653-4 перев.). Ал-Мекин сообщает рассказ об одной монахине, которая путем хитрости и ценою своей жизни спаслась от изнасилования.

Войска 'аббасидов настигли Мервана и убили его 26 Зу-л-Хиджжы 132 г. (Т. SIII, 51).

Между тем 'Абдулла-ибн-'Алий, 'аббасидский полководец, дядя первого халифа новой династии, Абу-л-'Аббаса-ас-Сеффаха, собрал в своем лагере при pеке Абу-Футрус, на границе округов палестинского и урдуннского, около сотни Омейядов и казнил их. Об избиении Омейядов нам сообщают ал-Я'кубий, ат-Табарий, Ибн-'Абд-Раббихи, Ибн-ал-Асир, ал-Мекин (стр. 115, 230, 302-4, 470-2, 555-6 перев.). Из этих сообщений нет двух, совершенно одинаковых; они расходятся не только в подробностях, но, иногда, и в существенных чертах. Так, по одному из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи, резня произошла не в Палестине, а в Амбаре, и не в присутствии 'Абдуллы-ибн-'Алия, а перед ас-Сеффахом. На реку Абу-Футрус и на 'Абдуллу указывают ал-Я'кубий, ат-Табарий, один из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи, Ибн-ал-Асир (Стр. 471,23-4 перев.), ал-Мекин (См. еще Якут, стр. 1105 перев, и Ибн-Тагриберди, изд. Juynboll, I, 397). Наиболее сходны рассказы ал-Я'кубия и Ибн-'Абд-Раббихи. Этот последний называет свой источник (аш-Шейбаний ум. 142), и часть рассказа влагается в уста поэта ал-'Абдия, который присутствовал в собрании и произнес там сочиненную им касиду. У ат-Табария только две строчки; [738] вероятно, в данном месте часть его текста утрачена. У Ибн-ал-Асира стихи произносит не ал-'Абдий, а Шибль-ибн-'Абдулла, причем стихотворение, на которое указывает Ибн-ал-Асир совершенно не то, на которое указывают ал-Я'кубий, один из рассказов Ибн-'Абд-Раббихи и ал-Мекин. Из всех этих сообщений следует предпочесть рассказ ал-Я'кубия и первый рассказ Ибн-'Абд-Раббихи. Это наиболее древние сообщения и исходят они из одного и того же источника: от поэта ал-'Абдия. Более краткий рассказ ал-Мекина, очевидно, относится к той же группе. Что касается второго рассказа Ибн-'Абд-Раббихи, согласно которому избиение было произведено ас-Сеффахом, то он возник, по всей вероятности, как дополнение и пояснение к знаменитому стихотворению Шибля: Взошла заря и т. д. (Это стихотворение попало в краткую историю халифов Ибн-ат-Тиктака (Al-Fachri, изд. Ahlwardt, стр. 178)), которое было произнесено в присутствии ас-Сеффаха, а не 'Абдуллы. Это стихотворение было соединено с некоторыми другими и приурочено к казни некоторых Омейядов, приведенных к ас-Сеффаху. Составитель всего рассказа заменил, с целью произвести большее впечатлениe на слушателя, приводимых в разное время к ас-Сеффаху Омейядов — целой толпой их, заимствовав цифру из сообщений о казни при pеке Абу-Футрус. По ат-Табарию, казнено было 72 Омейяда, по ал-Я'кубию - 80; по первому рассказу Ибн-'Абд-Раббихи — 82, по второму — 80: по ал-Мекину — 80; по Ибн-ал-Асиру — 90. По Ибн-Тагриберди — 80 (Изд. Juynboll, I, 397).

В своей ненависти к Омейядам 'Абдулла-ибн-'Алий был не менее беспощаден, чем ас-Сеффах. По его приказанию в Дамаске были разрыты могилы [739] омейядских халифов. Ни в одной могилe не нашли целых тел; только труп Хишама оказался в неприкосновенности. 'Абдулла приказал бить его кнутами, распять, сжечь и развеять пепел по ветру (Ибн-ал-Асир, стр. 471 перев.).