Письмо трансвальского волонтера с острова св. Елены. Сын доктора Баумейстера из Теплица в качестве добровольца принимал участие в военных действиях против Англичан под начальством генерала Кронье и вместе с ним попал в плен и был отвезён на остров св. Елены. Во время отсутствия [534] Баумейстера отец его умер, не дождавшись известий о сыне, и только недавно друг его в Теплице получил от молодого Баумейстера письмо из которого узнал что он теперь на острове св. Елены, в качестве английского военнопленного.

Письмо очень интересно и вместе с тем оригинально вследствие своеобразного взгляда автора на событие в Трансваале.

“Остров св. Елены 20 ноября 1900 года. Мне, как военнопленному, не разрешается вести обширную переписку.

“Мне так много хотелось бы сообщить тебе что не знаю с чего начать, и кроме того опасаешься еще и цензуры которой подвергаются наши письма. Начну по порядку. В день, когда мы пересекли тропик, на нашем пароходе происходил обычный маскарад и тропическое купанье которые нас порядком позабавили. Я ехал на пароходе Герцог которым все были очень довольны. В Неаполе к нам присоединился австрийский пионерный офицер отправлявшийся подобно нам, добровольцам в Трансвааль. Мы благополучно добрались на пароходе до Лоренцо-Маркеза, откуда отправились по железной дороги в Преторию и через двое суток были в столице Трансвааля. Правительство Буров отнеслось к нам очень любезно и предупредительно. Мы пробыли в Претории два дня в прекрасном отеле и отдохнули от дороги. Затем бурское правительство снабдило нас, за свой счёт, платьем, бельём, лошадьми и оружием и отправило нас на театр военных действий.

“Мне пришлось поступить под начальство командира Элоф, внука президента Крюгера. В этом бурском отряде находились германское и французское отделения добровольцев, которыми командовали, первым капитан Вейс, а вторым капитан Фраман. После тех роскошных видов, какие нам пришлось наблюдать во время нашего переезда в портах Лиссабона, Неаполя, Суэза, Занзибара, Бейра и даже Лоренцо-Маркеза, вид внутренней Африки производить совершенно иное впечатление. Все пространство, занимаемой бурскими республиками, почти на всём своём протяжении представляет степи с кое-где торчащим кустарником и на половину высохшие реки. Фермы Буров иногда отстоят одна от другой очень далеко и состоят из нескольких самых примитивных построек вокруг которых раскинуты обрабатываемые июля. Не редкость что простой фермер-Бур является собственником десяти тысяч моргов земли. Говорят что прежде на месте степей находились большие тропические леса которые были частью выжжены, частью истреблены во время борьбы белых с черными.

“Здесь, на острове св. Елены, нам не разрешается писать о битвах в которых мы принимали участие, и потому могу сообщить очень немногое о том что, конечно, вас интересует больше всего. О том что мы исполнили свой долг и храбро держались, все знают; один из английских высших офицеров также выразил нам свое удивление по поводу нашей храбрости.

“Впрочем я забываю что не должен в письме упоминать о военных действиях. Нас посадили на суда в Капштате, и после шестидневного плавания мы пристали к острову св. Елены. Несмотря на великолепную погоду во все время переезда, бедные Буры страшно [535] страдали от морской болезни. На пароходе обращались с нами удовлетворительно. Первый взгляд на небольшой скалистый остров св. Елены наводил на невесёлые мысли. Голые, пустынные, крутые скалы, возвышающиеся над морскими волнами, имеют крайне неприветливый вид. Однако впоследствии, когда ознакомишься с внутренними плодородными долинами и обработанными участками с роскошною растительностью, понемногу примиряешься со злосчастною судьбой, закинувшей нас временными жителями неприветливого острова. Военнопленные помещаются в лагере расположенном вблизи дома, в котором умер Наполеон, который расположен на плоской возвышенности в 500 метрах над уровнем моря.

,,Мы спим в палатках и сами варим себе пищу, Иногда мы получаем разрешение на прогулки по некоторым частям острова. Я уже несколько раз был на могиле Наполеона. Она отстоит от нашего лагеря не более получаса ходьбы. Небольшая цементная плита, окруженная простою железною решеткой, указывает то место, где покоились останки великого императора. В нескольких шагах от этого места находится источник, у которого любил сидеть Наполеон. Говорят, что он выразил желание быть похороненным именно на этом месте.

“На острове св. Елены, в качестве военнопленных, находятся три выдающихся деятеля во время войны. Майор Альбрехт живёт не вблизи нашего лагеря. Генерала Кронье мне удалось видеть несколько раз. При нём его жена. Англичане отвели ему для жительства небольшую дачу. На вид ему лет пятьдесят. Он невысокого роста с черными волосами и бородой. Черты его лица очень, напоминают выражение, которое придают на портретах тирольскому герою Андрею Гоферу. Полковник Шил живёт тоже не с нами, но часто приходит к нам в лагерь”.

Текст воспроизведен по изданию: Смесь // Русский вестник, № 2. 1901

© текст - ??. 1901
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Кудряшова С. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1901