74. Из послания В. Р. Бахерахта в МИД Российской империи по поводу визита в Россию чрезвычайного посольства Марокко.

Танжер. 16/29 мая 1901 г.

Вопрос об отправлении чрезвычайною марокканскою посольства в Европу решен в утвердительном смысле. Правительство султан намерено послать в Лондон и Берлин военного министра, а в Париж и С.-Петербург — министра иностранных дел. Не выяснено лишь до сих пор каким путем проследует марокканское представительство в Россию. Обыкновенно в подобных случаях заинтересованное государство присылало за марокканцами собственное военное судно и брало на себя полное содержание их; с другой стороны, бывали случаи, когда представители шерифского правительства следовали сухим путем и сами оплачивали часть своих расходов.

Чрезвычайная миссия состоит обыкновенно из посла, трех высших и четырех второстепенных чиновников и прислуги, в том числе повара и мясника для убоя скота по мусульманскому обряду. Для помещения ее нанимается частный дом с садом (последним марокканцы особенно дорожат). Сделанный однажды французским правительством опыт помещения их в одной из больших гостиниц Парижа оказался неудачным, так как их малокультурные привычки были крайне к стеснительны для всей остановившейся в той же гостинице публики.

Жители Марокко крайне чутки к тонкостям церемониала и этикета. Желательно поэтому, чтобы прием их в С-Петербурге соответствовал обычаям, соблюдаемым при встрече иностранных представителей в Марракеше Султан принимает последних сидя и не подает никому руки; во время аудиенции сидеть разрешается только одному послу. [248]

Миссия обыкновенно привозит с собою подарки, состоящие из лошадей, седел, шелковых тканей, кинжалов и ковров. При этом марокканцы предпочитают награждение их подарками пожалованию орденов. Последним они, по-видимому, не придают должного значения, так как ордена служат у них скорее предметом украшения женского костюма, а нередко навешиваются и на любимых животных.

Ст. сов. Бахерахт полагает, что французское правительство обратится к России с просьбой при переговорах с представителями султана во время пребывания их в С.-Петербурге поддержать некоторые из домогательств Республики в Марокко.

АВПРИ. ф Политический архив, оп. 482, 1901. д. 2744. л. 11-12. Копия. Русский язык.