46. Из Отчета МИД Российской империи за 1898 год о деятельности генерального консульства в Танжере.

Санкт-Петербург. 1898 г.

…Состоявшееся назначение министра-резидента нашего в Танжере ознаменовало собою начало непосредственных сношений русского правительства с империею мароккских султанов, издавна обращавшегося на себя внимание Европейского материка ввиду занимаемого ею исключительного географического положения.

Прибыв к месту служения, статский советник Бахерахт был встречен с подобающими почестями и торжественностью и, не теряя времени, вступил в деловые объяснения с пребывающим в Танжере министром иностранных дел султана, ведущим сношения с имеющими свою резиденцию в означенном порте представителями держав.

Значение русского дипломатического агента вызвало немало толков на почве Магреба, причем заметно проявилось стремление умалить значение нашего представительства, выставляя существующую будто бы зависимость его деятельности от политических видов Франции. В этом отношении весьма характерными явились происки великобританского посланника, кои, однако, не достигли цели благодаря умелому образу действий нашего министра-резидента, не замедлившего занять подобающее ему положение. Наглядным тому доказательством могло служить успешное разрешение вопроса о вознаграждении [206] русского путешественника доктора Вестермарка за разграбленное у него имущество. Махзен без всяких замедлений и по первому о том требованию статского советника Бахерахта удовлетворил претензию в широких размерах.

А между тем другим правительствам в подобного же рода делах, постоянно возникающих на почве Магреба, приходится вести бесконечные переговоры и весьма часто прибегать даже к угрозам и с морским демонстрациям. Так именно случилось в минувшем году с Англией, пославшей два броненосца в Мазаган, заявив при этом, что она будет бомбардировать означенный порт, если предъявлений ею требования не будут выполнены. Требования эти были вслед за тем удовлетворены. К такому же приему прибегла Италия и, конечно, не с меньшим успехом.

Постоянные затруднения, чинимые иностранцам, объясняются желанием ослабить путем этим натиск европейцев в видах охранения самостоятельности и самобытности страны. Без сомнения, существующее антиевропейское движение поддерживается отчасти искусственно, и хотя великий визирь, самовластно распоряжающийся судьбами Магреба за молодостью и неопытностью султана, в некоторой мере и склонен к новшествам, но он опасается возбудить против себя сильную партию фанатиков, приверженцев старого порядка, вследствие чего и поддается общему течению, умело пользуясь при этом существующим между державами соперничеством.

Противодействие нововведениям, между прочим, сказалось в нежелании принять сделанное Франциею предложение установить в стране золотую валюту путем внешнего займа в Парижском Compotoir d’Escompte 23. Предложение это было вызвано происшедшим в Испании вследствие войны с Америкой финансовым кризисом, который самым невыгодным образом отразился на Марокко и его торговых сношениям, так как в стране обращаются испанские денежные знаки.

Означенная война имела и другое последствие – значительное уменьшение обаяния Испании в Магребе. Старания представителя мадридского кабинета всячески поднять пошатнувшийся престиж его правительства имели, однако, мало успеха, и едва ли к практическим результатам приведет и сделанное им предложение о том, чтобы разные возникающие вопросы неполитического характера разрешались коллективными представлениями держав. [207]

Изучив местную почву и дела, наш министр-резидент в конце минувшего года стал готовиться к путешествию в Марракеш, вторую столицу султана, — для представления последнему своих верительных грамот, после чего и личных сношений с всесильным великим визирем (так в тексте – Н. П.), окончательно определится истинный характер и значение нашего представительства в Марокко.

АВПРИ. ф. Отчеты МИД. оп. 475. 1898. д. 126. л. 177 об -179. Копия. Русский язык.


Комментарии

23. Учетный банк (фр.).