45. Донесение № 19. В. Р. Бахерахта министру иностранных дел Российской империи М. Н. Муравьеву о политической обстановке в Марокко.

Танжер, 26 ноября/8 декабря 1898 г.

Милостивый государь
граф Михаил Николаевич

Уже с некоторых пор держится здесь слух о принимающих будто угрожающий характер смутах в Тафилете, плодородной области, номинально подвластной султану мароккскому, расположенной за Атласским хребтом.

Со времени воцарения нынешнего султана там пребывают в почетной ссылке старшие члены шерифского рода. Выдающуюся роль среди них играет старший дядя Муллей Абд-эль-Азиса, Муллей Рашид, никогда, как говорят, не признавший авторитета своего царственного племянника и пользующийся среди окружающего его населения значительным нравственным обаянием.

Как всегда, весьма трудно разобраться в массе возникающих по сему поводу разноречивых толков. [204]

По некоторым известиям, происходящее в Тафилете движение направлено к свержению если не самого султана, то всесильного и ненавистного великого визиря Ба-Хмеда Муллей Рашид будто намерен двинуться на Фец и, завладев там частью султанской к провозгласить себя контр-султаном.

По другим сведениям, более правдоподобным, ограничивается местною междоусобицею.

Как бы там ни было, достоверно известно только то, что мароккским правительством посланы из Марракеша в Тафилет значительные подкрепления, что указывает на придаваемое махзеном этим событиям значение, в особенности если принять в соображение, что в настоящее время года передвижение войск через Атлас сопряжено с большими затруднениями. Уже говорят о массовом дезертирстве среди этих войск и о том, что навряд ли удастся организовать правильный поход до будущей весны.

Питаемый здесь к этим происшествиям интерес усугубляется тем, что противники Франции силятся доказать, что она не чужда тафилетским восстаниям, намереваясь воспользоваться в удобную минуту возможным уроном султанского авторитета в этих краях для расширения своих алжирских владений в эту сторону.

В гибралтарской прессе беспрестанно намекают на мнимые происки Франции, на предполагаемую будто постройку железной дороги с целью отвлечения всей торговли этих стран в ущерб направлению к Орану. В таком случае, по словам этих газет, Англии следовало бы заранее заручиться концессиею на проложение рельсового пути от Танжера до Феца.

Очень возможно, что состоявшаяся недавно посылка мароккских военных отрядов к алжирской границе вызвана к Франции вследствие приписываемых ей с некоторой стороны честолюбивых замыслов.

Французский поверенный в делах, получающий от времени до времени от своего агента в Марракеше сведения о ходе тамошних событий, никаких положительных данных не имеет, но вполне уверен, что Франция в происходящих в Тафилете волнениях не при чем. [205]

Что касается пребывающего здесь представителя султана, то он мне заявил, что он ни малейшего значения не придаст тафилетским событиям.

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею быть

вашего сиятельства
покорнейшим слугою

/подпись/

АВПРИ. ф. Политический архив, оп 482. 1898. д. 1368. л. 74-75. Подлинник. Русский язык.