271. Послание министра иностранных дел Российской империи С. Д. Сазонова российскому дипломатическому агенту и генеральному консулу в Марокко А. Л. Воеводскому по поводу неравенства положения дипломатических представителей различных государств в Танжере.

№ 44

Санкт-Петербург. 12 мая 1914 г.

Милостивый государь
Алексей Львович

Письмом от 5/18 марта с. г. уведомив министерство о присвоении французскому представителю в Танжере личного звания посланника и о сохранении до сего времени германским его сотоварищем того же звания, мы возбудили вопрос о приравнении вас в отношении ранга к означенным представителям предоставлением вам одинакового звания.

Ввиду особенного положения Франции в Марокко, с нашей точки зрения, не усматривается неудобств в том, чтобы ее представитель имел высшее звание по сравнению с другими и, в частности, с нашим.

Что же касается положения германского представителя, то я обратился к французскому представителю с просьбой выяснить, является ли сохранение за ним звания посланника лишь временным или же предполагается такое окончательно за ним оставить, так как в последнем случае действительно создавалось бы неудобное для нас положение.

Французское правительство ныне уведомило нас, что ввиду данных Германией заверений оно имеет основание считать сохранение в Марокко германской миссии временным и ожидать учреждения в Танжере Германией агентства, по примеру прочих держав.

Имея в виду, что в случае присвоения нашему представителю посланнического ранга французскому правительству трудно будет рассчитывать на упразднение германской миссии в Танжере, [которой] оно очень дорожит, я не мог признать в настоящее время удобным предоставить им звание посланника и считаю необходимым выжидать осуществления данных Германией заверений. [532]

Примите, милостивый государь, уверение в совершенном моем почтении и таковой же преданности.

АВПРИ, ф. Канцелярия, оп. 470. 1912, д. 268, л. 15-15 об. Копия. Русский язык.