214. Приложение к донесению № 138 С. А. Лихачева.

Объяснительная записка

Здешние европейские миссии благодаря особому международному положению Марокко помимо обыкновенных общих обязанностей по дипломатическому и консульскому представительствам в стране принимают еще и деятельное участие во внутренних делах султаната. Многие вопросы по делам административно-контрольно-экономическим всецело состоят в их ведении. Последние международных договора деятельность миссий в этом отношении не ограничили, но даже подтвердили ее. Уже производящиеся и в особенности предвидящиеся в ближайшем будущем различные реформы в обеих зонах султаната, предстоящая «интернационализация» Танжера и разрешение других вопросов, истекающих из прежних международных обязательств Марокко, еще более увеличивают специальную деятельность местного дипломатического корпуса.

Для более наглядного представления о работе миссий по местным делам таковую следует подразделить на две части. Первая часть — дела и вопросы, коими представители держав занимаются исключительно лично. Вторая часть — при ближайшем контроле и руководстве представителей делами и вопросами занимаются их делегаты — штатные в миссиях помощники (секретари, консульские и драгоманские чины).

I-я часть. Сами представители (начальники миссий) обсуждают и решают местные вопросы и дела, вытекающие и стоящие в связи с обязательными для Марокко международными постановлениями (Мадридская конвенция 1880 г., Алжесирасский акт и проч.). Вопросы и дела решаются либо на общих совещаниях представителей держав, либо путем соответственных пометок на рассылаемых циркулярных отношениях. Как то, так и другое вызывают частый предварительный обмен взглядов представителей в частных друг с другом беседах. Органами специального личного участия представителей держав во внутренних делах султаната следует считать:

Общее собрание представителей держав (собраник дипломатического корпуса). Заседают одни лишь представители. В особо важных случаях — с представителями махзена. Делопроизводство [469] и архив находятся в ведении старшины дипломатического корпуса. Ему адресуются все вопросы, подлежащие разрешению. Он по ним либо собирает общее собрание, либо запрашивает мнение сотоварищей путем циркулярного отношения. Вопросы принципиальные решаются единогласно, прочие же — большинством голосов. Старейшина председательствует на общем собрании и руководит прениями.

Международный санитарный совет Марокко. Заседают одни лишь представители держав. Один из них, по очереди через каждые три месяца, занимает должность председателя. В его ведении находятся делопроизводство и архив. К нему направляются все вопросы и дела компетенции совета. Для обсуждения и решения их председатель либо собирает совет на заседание, либо запрашивает мнение сотоварищей циркулярной перепиской.

Международная комиссия Спартельского маяка Состоит из представителей держав. Один из них, по очереди через каждые 6 месяцев, занимает должность председателя. В его ведении — делопроизводство и архив комиссии. Ему подчинены чины управления маяка. Дела обсуждаются путем циркулярной переписки и общего собрания.

II-я часть. Созданные Алжесирасским актом международные контрольно-опекунские для султаната учреждения продолжают свою деятельность. Главнейшая из них — следующая: Специальный комитет общественных работ. Главная комиссия по отдаче с торгов подрядов и поставок. Постоянный таможенный комитет. Оценочная для таможенных пошлин комиссия. Специальный между народный трибунал для суждения исков, вчиняемых против Мароккского государственного банка.

В свое время дипломатический корпус совместно с махзеном на основании Алжесирасского акта выработал уставы для названных учреждений. На основании их в состав комиссий и комитетов входят чины махзена и делегаты дипломатического корпуса. Последние, согласно установленной очереди, меняются ежегодно. Ввиду важности и ответственности названных выше учреждений дипломатический корпус поставил, что делегатами в них будут назначаемы исключительно штатные чины миссий. Одновременно состоялось решение о том, что представители делегатами быть не могут. Решение это основано было на том правильном принципе, что представители являются контрольно-апелляционной инстанцией для решений и постановлений означенных выше учреждений. Исключение было сделано для тех случаев, когда заседающий в комиссии или комитете секретарь из-за отъезда в отпуск [470] посланника становился представителем державы, — он продолжал в них оставаться до окончания своего срока .

В нынешнем году мне, помимо моих прямых обязанностей по управлению миссией и участия в общей работе представителей по местным делам (см. 1-ю часть), пришлось еще, за неимением штатного помощника для назначения делегата, полагающегося с миссий в учреждения, помянутые во II-й части, быть членом: Специального комитета общественных работ (согласно положению выбывшего американского делегата). Гл. комиссии по отдаче с торгов подрядов и поставок (согл. оч. заменил выбывшего в командировку, а затем в отпуск испанского делегата). Спец. Межд. трибунала (согл. оч. судебным асессором).

На наступающий 1913 год, согласно очереди, с вр. временной мне миссии требовалось назначить делегата в: Специальный комитет общественных работ и судью для Специального международного трибунала (согл. оч. судебным асессором). За неимением в миссии штатного помощника я принужден был ответить, что временно означенные обязанности исполнять буду я .

Помимо этого, мне придется заседать: в комиссии о ввозе и хранении взрывчатых веществ, потребных для строительства, и подкомиссиях по сооружению танжерского водопровода и боен. Состоящий при миссии с самого основания нашего здесь представительства нештатный драгоман дон Рикардо Руйс, по своей специальности, благодаря личным и служебным высоким достоинствам, для миссии необходимый и незаменимый, как не владеющий русским языком, а главное — нештатно служащий на основании наших собственных, а равно и местного дипломатического корпуса постановлений и правил, значительной помощи мне оказывав не может.

Из вышеизложенного явствует, что вся работа по миссии сосредоточена исключительно на мне одном, так как даже в драгоманские дела я обязан вникать, вникать весьма серьезно ввиду лежащей на мне ответственности.

При изложенных условиях, как бы ни была велика моя работоспособность, мне приходится считаться с невозможностью исполнять в одно и то же время несколько дел. Например, совещаться по местным вопросам с представителями, заседать в комиссии и держать присутствие миссии открытым. Такое сочетание работ здесь бывает, так как все происходит в местные присутственные часы. Праздников и неслужебных часов ввиду постоянного накопления дел, главным образом местно-дипломатических, для меня теперь не существует [471] в настоящем 1913 г. с апреля месяца работа моя еще более увеличится, так как председательство Санитарным советом (значительная работа) по очереди достается представителю России.

Такое совместительство в одном лице начальника миссии всех занятий и работ, до приема и разбора дел, доставляемых местными властями на основании капитуляций, нетрезвых беспаспортных бродяг, именующих себя русско-подданными, включительно, неминуемо отзывается на престиже здешнего российского представительства. Благодаря специальным условиям местной работы все здешние представители, в зависимости от важности интересов, снабжены большим или меньшим, достаточным для работы, штатным составом помощников разных званий.

/подпись/

АВПРИ, ф. ДЛСиХД. оп. 336/2. 1912. д. 755. л. 311-312 об. Подлинник. Русский язык.