158. Донесение № 68 чрезвычайного посланника и полномочного министра в Марокко П. С. Боткина министру иностранных дел Российской империи А. П. Извольскому по поводу преобразования генерального консульства в Марокко в дипломатическую миссию.

Танжер. 5/18 июля 1909 г.

Милостивый государь
Александр Петрович,

В сентябре 1907 года я обратился в императорское министерства с представлением о преобразовании генерального консульства в Марокко в императорскую миссию. Вопрос этот впервые был возбужден предшественником моим д. с. с. Бахерахтом в 1905 году письмом от 22 октября того же года за № 206 51.

Донесение мое от 23 сентября 1907 года за № 55, заключавшее в себе доводы в пользу учреждения в Марокко взамен генерального консульства императорской миссии, было повергнуто вами на высочайшее благовоззрение, причем его императорскому величеству благоугодно было собственноручно начертать на оном: «Представить заключение».

Во исполнение таковой монаршей воли, как вы изволили уведомить меня письмом от 24 ноября 1907 года за № 7649, вами была всеподданнейше доложена справка о том, что преобразование [406] учрежденного в 1898 году вышеупомянутого генерального консульства в миссию, с чрезвычайным посланником и полномочным министром во главе, составило бы изменение существующих штатов и подлежало бы ведению Государственной Думы на основании ст. 31 ее учреждения и что мера эта повлекла бы за собой немаловажное увеличение расходов на содержание новой миссии, каковые трудно было бы оправдать значением последней для России.

Тем не менее ваше высокопревосходительство всеподданнейше доложили о том, что, дабы поставить нашего представителя в Марокко в одинаковое с прочими иностранными представителями положение, можно было бы присвоить мне лично звание чрезвычайного посланника и полномочного министра, подобно тому, как это было сделано с нашими представителями в Софии и Бангкоке.

Государю императору благоугодно было в 13 день ноября 1907 года высочайше повелеть предоставить мне лично звание чрезвычайного посланника и полномочного министра.

Вопрос об учреждении в Марокко миссии был, таким образом, решен в отрицательном смысле и более не подымался.

Во время недавнего пребывания моего в С.-Петербурге я узнал, что вследствие просьбы французского посла в С.-Петербурге императорское министерство нашло своевременным преобразовать вверенное мне генеральное консульство в миссию .

Крайне осчастливленный перспективой, что представительство в Марокко станет наконец на равную ногу с прочими, спешу засвидетельствовать, ссылаясь на предшествующую переписку, что деятельность генерального консульства в Марокко всегда имела исключительно дипломатический характер при полном отсутствии какого-либо консульского делопроизводства.

Как я имел честь в 1907 году обратить внимание вашего высокопревосходительства, все державы представлены здесь миссиями с чрезвычайными посланниками и полномочными министрами во главе. Наиболее заинтересованные в Марокко, кроме данных представительств, имеют еще и консульские учреждения, им подчиненные.

Только одна Россия имеет в Марокко генеральное консульство.

С самого основания своего генеральное консульство наше здесь принимаюсь за миссию, и только низший ранг начальника ее (министр-резидент) не позволял ему стать в ряды своих коллег и пользоваться одинаковыми с ними прерогативами .

Международная Алжесирасская конференция 1905 года 52, возложив на дипломатический корпус в Танжере разработку деталей [407] намеченных в Генеральном акте реформ, относилась к совокупности представителей держав в империи шерифов как к коллегиальному собранию, каждый член коего располагает одинаковыми правами, между тем как российский представитель даже в звании чрезвычайного посланника и полномочного министра лишался права председательствовать в этом собрании на том основании, что он упраляет генеральным консульством, а не миссией.

Это последнее обстоятельство — невозможность российскому посланнику стать старейшиной дипломатического корпуса — и обратило внимание французского правительства, столь заинтересованного в судьбе Марокко и крайне озабоченного иметь в лице председателя местного международного дипломатического собрания представителя дружественной союзной державы.

Исключительное положение мароккского султаната — государства независимого, но совершенно бессильного, вызвало известные вашему высокопревосходительству соревнования держав, которые были до некоторой степени улажены Алжесирасской конференции. Намеченная Алжесирасским актом совместная деятельность представителей в разработке положений его и надзоре за применением их в известной степени сплотила представителей между собой.

Вместе с тем значение дипломатического корпуса в этой дикой стране поднялось с тех пор [до такой степени], что представители держав сделались соправителями шерифского правительства, введя порядок по некоторым частям его управления.

Политическое значение их в глазах местного населения в особенности возросло, когда новый султан Мулей Хафид, несмотря на низложенное Мулей Абд аль-Азиза, не мог утвердиться на троне повелителей шерифов, пока иностранные посланники, заручившись от него обещанием соблюдать постановления Алжесирасской конференции не признали его от имени своих правительств султаном.

Нет сомнения, что в ближайшей истории современного Марокко в разрешении и ликвидации и ликвидации мароккского вопроса дипломатическому корпусу суждено играть немаловажную роль.

Если для французского правительства, преследующего здесь особенные цели, имеет значение голос каждого представителя иностранных держав, то тем более важен голос и авторитет старейшины дипломатического корпуса.

Таким образом, преобразуя генеральное консульство в миссию с чрезвычайным посланником и полномочным министром во главе, императорское министерство ставит представительство России в [408] одинаковые с прочими державами условия, оказывает любезное внимание по отношении к союзному государству и расширяв поле деятельности императорского посланника, открывая ему доступ к председательскому креслу в местном международном концерте.

С глубоким уважением и таковой же преданностью имею честь быть.

милостивый государь,
вашего высокопревосходительства
покорный слуга

/подпись/

АВПРИ. ф ДЛСиХД. оп. 749/3. 1909. д. 77. л. 30-33. Подлинник. Русский язык.


Комментарии

51. Письмо В. Р. Бахерахта по этому вопросу за № 206 датируется 22 октября 1903 г. (см. док-т № 124).

52. Альхесирасская конференция проходила с 15 января по 7 апреля 1906 г.