114. Донесение № 14 В. Р. Бахерахта в МИД Российской империи по поводу налаживания торговли между Россией и Марокко.

Танжер. 19 января 1905 г.

Ответною нотою от 24 января 1881 г. – на заявление государственного канцлера князя Горчакова о присоединении России к Мадридской конвенции 1880 г. — тогдашний представитель султана в Танжере Сид Мухаммед Баргаш формально признал за Россиею и русскими подданными все вытекающие из этой конвенции преимущества. В бытность же мою весною 1899 г. при дворе султана в [295] Марракеше я убедился, что от этой переписки в примитивных мароккских архивах следов не осталось, вследствие чего я счел нужным потребовать от великого визиря письменное подтверждение признания за Россиею в Марокко положения наиболее благоприятствуемой нации, что состоялось 27 апреля 1899 года.

Вслед за возвращением моим в Танжер я поставил себе задачею использовать, в мере возможности, предоставленные нам права, чтобы положить начало торговым сношениям между Россиею и Марокко на том основании, что некоторые предметы нашей отпускной торговли легко могли бы найти себе выгодный сбыт на здешнем рынке под непременным условием, однако, непосредственного их привоза сюда. В этих видах я тогда же вошел в сношения как с некоторыми нашими пароходными компаниями, суда которых, совершая рейсы между Черным и Балтийским морями, проходят, так сказать, мимо Танжера, так и с подлежащими ведомствами и частными лицами из торгового мира здесь и у нас.

Неоднократные домогательства мои, однако, до сих пор не увенчались успехом, между тем как тогдашний австрийский мой сотоварищ, начавший подобное дело и у себя почти одновременно со мною, добился установления прямых сообщений между австро-венгерскими портами и Марокко посредством субсидируемой правительством пароходной линии, благодаря чему теперь, шесть лет спустя, цифра австро-венгерской импортной торговли в Марокко уже достигает ежегодно двух миллионов франков и постоянно еще возрастает.

Правда, парализующее деятельность французов германское вмешательство в мароккские дела, по всей вероятности, обречет страну эту на продолжительный еще застой, тем не менее пора, кажется, позаботится об уравновешении путем завязки торговых сношений нежелательных последствий, могущих возникнуть для русской торговли от будущей эксплуатации мароккских природных богатств, принимая в соображение, что вообще гораздо легче расширить со временем уже существующие торговые интересы, нежели создать таковые, когда места на рынках уже заняты другими.

С глубоким почтением и пр. [296]

АВПРИ, ф. Политический архив, оп 482. 1905, д. 1384, л. 41-41 об. Подлинник. Русский язык.