2. Письмо командира фрегата «Северный Орел» капитана первого ранга Т. Г. Козлянинова послу султана Марокко в Тоскане Мухаммеду Абд аль-Малеку с сообщением о выраженном императрицей России Екатериной IІ пожелании установить с Марокко отношения дружбы.

Ливорно. 5 апреля 1778 г.

Ее императорского величества самодержицы всероссийской, и прочая, и прочая, и прочая всемилостивейшей государыни моей я, капитан первого ранга и кавалер ордена Святого Георгия. Тимофей Козлянинов, делаю сим его превосходительству господину мароккскому посланнику Мугамед бен Абдал Малеку следующее уведомление.

Ее императорское величество моя всемилостивейшая государыня императрица и самодержица всероссийская Екатерина Алексеевна по сродному человеколюбивому сердцу ее доброжелательству ко всему роду человеческому, по особливой благоугодности пребывать в тишине со всеми народам, не устремляющимися нарушать спокойства ее подданных, я по желанию препрославленное столь победоносным оружием имя свое паче прославить ее кротостью и миролюбием, повелела мне, чтобы в случае встречи моей с судами мароккской империи не только не оказывать им себя неприязнствующим, но паче стараться соблюдать миролюбие и дружбу, вспомоществуя оным в случае какой-либо их надобности.

И хотя не имел я случая во все время плавания моего по Средиземному морю, встретяся с судами вашими, оказать им повеленную мне ласку, однако ныне по приходе моему в Ливорно, имев честь по случаю найти тут вас, уполномоченного от государя вашего императора особою, не преминул во известие донести вам о сем всеавгустейшем монархини моей благоволении, уверяя притом, что и все наши мореходные корабли и суда в рассуждении сего равное со мною имеют повеление.

А как вы меня с вашей стороны словесно и письменно обнадежили, что государь ваш, император мароккский. Мугамед бен-Абд сын Измаил, дал повеление во все места области своей, чтобы для безопасного плавания по Средиземному морю обеих нации, как российской, так и мароккской (хотя и нет еще между оными положительного мира), суда российские в случае зашествия в порты его [135] владения принимаемы были со всякой ласкою и со всеми теми преимуществами, какими пользуются союзные с ним народы.

Того ради не сомневаюсь я, чтобы о вышеописанной, чрез меня объявленной, миролюбивой воле ее императорского величества государыни моей не донесли (так в тексте оригинала — И. П.) вы государю своему императору, так как я с моей стороны не премину данное мне от вас письменное уверение представить к высочайшему российскому двору.

Впрочем, от усердия желаю вам всяких благ, успехов и счастья от общего над всеми владетеля Бога. Пребываю во всегдашнем моем почтении.

Ее императорского величества моей всемилостивейшей государыни флота капитан первого ранга и ордена Святого Георгия Победоносца кавалер

/подпись/

Дано на военном российском фрегате «Северном Орле» на ливорнском рейде 1778 года апреля 5 числа.

Архив внешней политики Российской империи (далее — АВПРИ). Министерства иностранных дел Российской Федерации Фонд. Сношения России с Турцией, опись 89/8. 1778, дело 131, листы 44-44 об. Копия. Русский язык.