12. Грамота императрицы Екатерины II султану Сиди Мухаммеду бен Абдаллаху с сообщением о предоставлении марокканским подданным в России режима наибольшего благоприятствования. 5

Санкт-Петербург. 8 мая 1783 г.

Поспешествующею милостию мы, Екатерина вторая, императрица и самодержица всероссийская: московская, киевская, владимирская, новгородская, царица казанская, царица астраханская, царица сибирская, государыня псковская и великая княгиня смоленская, княгиня эстляндская, лифляндская, карельская, тверская, югорская пермская, вятская, болгарская, и иных; государыня и великая княгиня нова-города низовские земли, черниговская, рязанская, ростовская, ярославская, белоозерская, удорская, обдорская, кондийская и всея северные страны повелительница и государыня, тверские земли, карталинских и грузинских царей и кабардинские земли, черкаских и горских князей и иных наследная государыня и обладательница, пресвятлейшему князю Сидию Мугамету, сыну Сидия Абдаллы, сыну Сидия Измаила, султану марокскому. фецкому, сузскому, дирайскому, тафилетскому и Африки Северные наше императорское поздравление.

Получа вашу султанскую грамоту от 10 дня луны шаабано 1196, которую посол ваш Мугамед бен Абдыл вручил в Пизе нашему поверенному в делах статскому советнику графу Моцениго, усмотрели мы из оной с удовольствием как благое ваше расположение сохранять всегда рачительно и твердо искренний мир и дружбу с империею нашею, так и действительное в том начало данными от вас повелениями градоначальникам и приставам портов ваших снабдевать и довольствовать приходящие в оные суда российские, в чем они будут иметь нужду, и что всякой купец из империи нашей в портах ваших в приезде и отъезде отличаем и предпочитаем был всякому другому народу.

Таковое извещение не могло быть нам не приятно с стороны вашего величества, и мы, конечно, взаимствуя вашим дружелюбным поступкам, не отречемся в пространных областях империи нашей [149] воздавать вам и подданным вашим равное равным, в чем вы совершенно уверены быть можете.

Впрочем желаем мы вам всякого блага.

Дано в престольном нашем граде Санкт-Петербурге в 8 день мая месяца 1783 года, в государствования нашего двадесять первого лето.

АВПРИ, ф. Сношения России с Турцией, оп. 89/8. 1783. д 67. л. 21. Подписанная копия (отпуск). Русский язык.


Комментарии

5. «Писана оная грамота на александрийском среднем листу с заставицы золотыми, зовомому цесарскому, по-российски, и приложен к оной перевод таковому же александрийскому листу и с золотыми заставицы. Но отправлена без высочайшего на оной подписания, а именно: того приложена была государственная болшая печать под пустодиею бумагой с прошивной вместе с переводом. Сложена же была по примеру прочих азиатских вчетверо и запечатана в сделанном из александрийского листа комверте кабинетной печатью. Оная грамота ничем обернута не была, а надпись писана на комверте по-российски чернилами, а именно: пресветлейшему князю Сидню Мугамету — сыну Сидия Абдаллы сына с Сидия Измайла, султану Марокскому, Фецкому, Сузскому, Дирайскому, Тафилетскому и Африки Северные».