Современная летопись

VIII.

Моск. Вед. № 900.

За обеспечением мира в Европе, политике остается пробавляться тонкинскими делами и египетскими затруднениями.

Однако положение дел в южных окраинах Египта, действительно, получает теперь интерес: на сцену появился новый фактор которому вероятно предстоит роль в ближайшем будущем. Говорам об Абиссинии.

Со времени известного абиссинского похода лорда Непира, в 1868 году, Абиссиния была предоставлена своей участи. Отрезанная на востоке от Чермного (Красного) Моря узкою береговою полосой, присоединенною после похода Англичан к Египту, Абиссиния в последнее время была вне всякого влияния Европы, став театром междуусобиц, подавленных наконец ныне царствующим королем Абиссинии, Иоанном. Подчинив себе непокорных вассалов, король уже несколько раз пытался расширить пределы своих владений, в особенности по направлению к востоку, где он стремился захватить отошедшую к Египту береговую полосу с портом Масауа, который имел бы для Абиссинии важное торговое значение. Помехой к осуществлению этих планов были до последнего времени Англичане, в расчеты коих входило поддерживать в этом месте власть египетского хедива.

Когда, два месяца тому назад, революционное движение в Судане приняло угрожающий характер и многочисленные полчища махди Магомет-Ахдета уничтожили при Эль-Обеиде египетский экспедиционный корпус генерала Гикса, король Абиссинский Иоанн понял что ему представляется удобный случай воспользоваться хаотическим положением дел в южных округах Египта и осуществить свои давнишние завоевательные планы. Магомет-Ахмет также понял что содействие абиссинских войск могло бы служить ему важным подспорьем в борьбе с хедивом и, как мы сообщали в свое время, попытался войти с королем Иоанном в соглашение для поддержки мусульманского движения. Абиссинский король однако отказался заключить с махди формальный союз, ссылаясь, на то что он и [1012] подданные его христиане. В письме к Магомет-Ахмету король Иоанн заявил что удерживает за собой полную свободу действий.

На днях в Лондоне было получено поразившее всех известие что король Иоанн действительно воспользовался удержанною им свободой действий и открыл военные операции против Египтян. Две колонны абиссинских войск перешли египетскую границу: первая двинулась на запад по направлению к Касале (по дороге на Хартум), вторая на восток с целью захватить порт Масауа. Незначительные отряды египетских войск, пытавшиеся преградить путь аббиссинским отрядам, были отчасти рассеяны, отчасти взяты в плен солдатами короля Иоанна.

Английский кабинет, получив известие о движении абиссинских войск, решил попытаться привлечь Абиссинию на свою сторону для борьбы против махди. Начальник египетских войск, Бекер-паша, получил из Лондона предписание вступить с королем Иоанном в переговоры, результатом коих была бы, по словам английских газет, уступка Абиссинии порта Масауа, с тем условием чтобы король дозволил египетскому. гарнизону в Хартуме спастись от полчищ Магомет-Ахмета отступлением чрез Касалу и Абиссинию к Чермному Морю. Бекер-паша, как говорят теперь газеты, уполномочен заключить с королем Абиссинским договор имеющий еще более важное значение. За содействие абиссинских войск египетским и английским для подавления движения поднятого лжепророком Англичане готовы уступить Абиссинии юго-восточные области Судана. Удастся ли миссия Бекер-паши, пока неизвестно, но несомненно что в виду угрожающей опасности Англичане всячески будут стараться о союзе с Абиссинией. Долго колебаться и медлить им нельзя. Все шире разгорается мусульманское движение поднятое Магомет-Ахметом. По последним известиям, мятеж распространился до беретов Чермного Моря и передовые отряды мятежников появились уже в Коссире, лежащем на берегу моря в двухдневном переходе от Суэза.

Появление мятежа в Среднем Египте повергло правительство хедива в сильное смятение. Под давлением угрожающей опасности, противодействовать которой хедив своими силами не может, министры его обратились в [1013] Лондон с решительною нотой, грозя бросить Египет в объятия Турции если Англия немедленно не примет энергических мер для защиты Египта. В ноте прямо указывается что Египетское правительство готово уступить Турции всю восточную часть Судана с тем чтобы дань которую Египет уплачивает Турции была соответственно уменьшена.

Таким образом оказалось бы возможным сосредоточить все египетские войска в самом Египте, а отсюда уже само собою возникает вопрос об оккупационной английской армии. В Каире держатся того мнения что пятнадцать тысяч египетских солдат совершенно достаточно для поддержания порядка в стране и для охранения ее границ. Оккупационные войска становятся таким образом, как непрошеные гости, лишними в Египте.

Теперь весь вопрос заключается в том как примут египетскую ноту в Лондоне и как, с другой стороны, посмотрят на нее в Константинополе. Есть известие что генеральный консул в Египте, г. Беринг, сообщая полученную им ноту своему правительству, прямо высказал будто пятнадцати тысяч Египтян недостаточно для поддержания порядка и для охраны границ. Позднейшие известия, идущие из Лондона от 6 января, указывают на более глубокие несогласия между Англией и Египетским правительством, заставившие хедива заявить что «он отречется от престола только под давлением силы».

Текст воспроизведен по изданию: Современная летопись // Русский вестник, № 11. 1883

© текст - ??. 1883
© сетевая версия - Тhietmar. 2016

© OCR - Иванов А. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1883