К 100-летию окончания англо-бурской войны

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сто лет назад в далекой Южной Африке разразилась война между потомками голландско-язычных белых поселенцев (буров (Boer (голл.) — крестьянин (самоназвание — африканер, т. е. африканец))), создавших в середине XIX в. Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая Республика) и Южно-Африканскую Республику (Республика Трансвааль), и Великобританией. Ее основной причиной была борьба за обладание обнаруженными в Трансваале крупнейшими в мире золотоносными месторождениями. Другими словами, англо-бурская война явилась первой крупномасштабной войной XX столетия, а также одним из первых сражений за передел к тому времени уже поделенного мира и одним из первых столкновений за перераспределение природных ресурсов.

Непосредственным поводом к войне стал вопрос о политическом статусе преимущественно британских эмигрантов, нахлынувших в Южно-Африканскую Республику в конце 80-х годов XIX в. Они завладели более чем 2/3 движимой и недвижимой собственности, настаивали на равноправии английского языка с голландским (в то время официальный язык буров), а также на существенном снижении налогов. Но главным являлось требование о предоставлении местного гражданства и, следовательно, избирательных прав. В этом случае новые переселенцы могли бы победить на выборах в трансваальский парламент, что угрожало бурам потерей политической власти.

Именно стремление Великобритании добиться политического и экономического господства над бурскими республиками и привело к затянувшейся более чем на два с половиной года кровопролитной войне.

Эти давние события до сих пор вызывают общественный интерес, поскольку боевые действия в Южной Африке были своеобразным полигоном для испытания новейшей по тем временам военной тактики и вооружения. На театре военных действий при наступлении использовались редкие пехотные цепи и рассыпной строй, траншеи для зашиты от шрапнели, полевые окопы, малоизвестные ранее виды военного оснащения и снаряжения — одежда цвета хаки, полевой телефон и полевой телеграф, полевая кинокамера, беспроволочный телеграф (радиосвязь), прожекторное освещение позиций неприятеля. Едва ли не впервые в столь масштабных боевых действиях применялись многозарядные нарезные полуавтоматические магазинные винтовки, пулеметы системы «Максим», скорострельные орудия, автомашины, бронепоезда, вооруженные велосипедисты, взрывчатое вещество лиддит, бездымный порох и разрывные пули «дум-дум». В войне против буров создавались и использовались концентрационные лагеря, против англичан впервые применена колючая проволока.

Неожиданной для англичан явилась и тактика буров, сражавшихся мелкими, мобильными кавалерийскими отрядами. Они сумели сковать более 240 тыс. английских войск, имея под ружьем до 50 тыс. бойцов, а через год после начала войны — лишь 17-19 тыс.

Вести боевые действия в горных условиях британской армии было крайне тяжело. Стремясь снять блокаду с окруженных бурскими войсками центра [4] алмазодобычи г. Кимберли и важных в стратегическом отношении городов Ледисмит и Мафекинг, англичане были вынуждены преодолевать горные перевалы, которые успешно обороняли сравнительно небольшие отряды буров.

После больших потерь в живой силе англичане сменили командование: вместо генерала Буллера главнокомандующим стал фельдмаршал Робертс, а начальником штаба — генерал Китченер. Выбрав правильную тактику, английские войска обошли бурские позиции с фланга и вынудили противника сдать без боя важнейшие города. В ответ буры развернули партизанскую войну: взрывали железнодорожные пути, мосты, станции, пускали под откос поезда, нападали на английские гарнизоны. В этой борьбе особенно прославились бурские генералы Христиан Девет, Луис Бота и Якоб Деларей. Используя знание местности, а также более быстрых коней (местная порода лошадей по выносливости, как правило, превосходила английские), буры были трудноуловимы.

Сменивший в конце 1900 г. Робертса на посту главнокомандующего лорд Китченер продолжил его «тактику выжженной земли», сгоняя в концентрационные лагеря бурских женщин и детей (до 114 тыс.), а также их черных слуг (кафров) и уничтожая дома и фермы буров. В мае 1900 г. английские войска захватили центр золотодобычи Йоханнесбург, но еще два года продолжалась война. Лишь 31 мая 1902 г. был подписан Феринихингский мирный договор.

В ходе войны британцы потеряли убитыми и умершими от болезней 22 тыс. человек и еще более 100 тыс. солдат и офицеров лишились трудоспособности, в основном из-за тяжелых инфекционных заболеваний. Буры недосчитались 4 тыс. убитыми; 28 тыс., в основном женщин и детей, умерли в концлагерях. К этому списку следует добавить 14-20 тыс. африканцев, умерших в концлагерях, причем условия их содержания были гораздо хуже, чем у белых.

Расширение колониальных владений европейских держав с 70-х годов XIX в. вызывало пристальное внимание мировой общественности. Заинтересованно следило за действиями Великобритании в Южной Африке и российское правительство, лично Николай II. Это объяснялось тем, что в стремлении укрепить свое влияние в Иране, Афганистане, на Дальнем Востоке Россия постоянно сталкивалась с противодействием Великобритании. Российский МИД стремился получать полные сведения о военном, экономическом и внутриполитическом положении Великобритании, ее колониальной политике.

Об этом свидетельствуют приведенные в работе донесения российского посла в Великобритании Е. Е. Стааля в Министерство иностранных дел России. Российский посол весьма подробно сообщал в Петербург о методах (на уступки буров отвечать новыми требованиями) и тактике ведения войны в Южной Африке (со стороны буров — партизанской, со стороны англичан — «тотальной»). Следует подчеркнуть, что Е. Е. Стааль вполне отчетливо видел причину войны в «борьбе двух белых рас за преобладание в Южной Африке» и отмечал «хищнические цели Великобритании в Трансваале». Предвидя победу английских колонизаторов, посол в своих донесениях много места уделял вопросу о послевоенном устройстве Южной Африки, который в то время дебатировался в британском парламенте и прессе. Но поскольку российский посол воспринимал англо-бурскую войну из английской столицы, поэтому из его донесений нельзя было представить полную картину событий. Однако информация из частных источников, анализ британской и европейской прессы, материалы дебатов в британском парламенте о войне и послевоенном устройстве страны позволили сделать интересные оценки роли Великобритании в установлении нового мирового порядка на рубеже XIX и XX вв. Особенно любопытны в этом смысле данные, собранные российским военным атташе в [5] Лондоне полковником A. C. Ермоловым. Через свои личные связи и посредством сравнения различных сведений он составлял весьма подробную информацию о боевых действиях противоборствующих сторон.

Очень интересны донесения российских военных агентов — полковника Стаховича, подполковника Ромейко-Гурко, капитана фон Зигерн-Корна, капитана Иолшина и штабс-капитана Потапова, находившихся непосредственно на театре военных действий в Южной Африке, а также аналитические статьи в газете «Новое Время», написанные российским военным агентом поручиком Едрихиным под псевдонимом Вандам, который посетил Южную Африку под видом рядового добровольца.

Весьма познавательны и воспоминания российских офицеров-добровольцев — подпоручиков Августуса, Енгалычева, Никитина, Покровского и прапорщика запаса Рубанова.

За сто лет, прошедших с начала англо-бурской войны, в различных странах, в том числе в СССР и России, появилась огромная литература, посвященная этим событиям, издавались документы и воспоминания участников войны. Вместе с тем российские архивы еще хранят много документов, которые до недавнего времени не были в научном обороте. Авторы данной работы предлагают вниманию читателей ряд новых материалов из Архива внешней политики Российской Империи (АВПРИ) и Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА).

В АВПРИ наиболее интересные документы об англо-бурской войне находятся в фондах: № 155 «II Департамент 1-5»; № 151 «Политархив»; № 184 «Посольство в Лондоне»; № 133 «Канцелярия министра иностранных дел» («Канцелярия») и № 139 «Газетная экспедиция».

Среди материалов РГВИА наиболее любопытные сведения хранятся в следующих папках: Фонд 488, дело 1451 (Переписка Военно-ученого комитета Главного штаба об откомандировании на театр англо-бурской войны в Южной Африке 2 офицеров Генерального штаба); Фонд 12651, дело 1393 (О помощи воюющим сторонам в Южной Африке); Фонд 12651, дело 206 (Об оказании Обществом Красного Креста содействия С.-Петербургско-Голландскому комитету, снарядившему санитарный отряд для оказания помощи больным и раненым бурам); Фонд 401, опись 5, дело 132 (Донесения подполковника Гурко, агента санитарного отряда Красного Креста Потапова и капитана Щеглова о деятельности отряда в Трансваале и Оранжевой Республике в Южной Африке); Фонд 12651, дело 1408 (Об оказании помощи бурским женщинам и детям, находившимся в английских концентрационных лагерях в Южной Африке); Фонд 802, опись 3 (Дело о возвращении в Россию штабс-капитана Шульженко, взятого в плен англичанами во время англо-бурской войны), а также Фонд 401, дело 5 (О личном составе курса Восточных языков).

В целом документы в работе расположены в хронологическом порядке, не считая двух-трех отступлений от этого принципа. В частности, нам показалось целесообразным начать с писем поручика А. Е. Едрихина (Вандама), в которых он дает описание территории, где происходили военные действия, пишет о своеобразии буров и излагает предысторию колонизации Южной Африки. В отдельных случаях нарушена хронология, с тем чтобы тот или иной вопрос получил исчерпывающее освещение в рамках блока соответствующих документов.

В материалах сохранены стиль и отчасти орфография конца XIX в., исправлены лишь явные опечатки и унифицированы некоторые географические названия. Необходимые пояснения даны в квадратных скобках.

Работа снабжена Примечаниями, а также Перечнем имен, в котором указываются должность и роль действующих лиц в период войны в Южной Африке.

Авторы-составители

Авторы-составители Н. Г. Воропаева. Р. Р. Вяткина. Г. В. Шубин