95. Сообщение полковника Стаховича об английской цензуре

В последнее время цензура газет стала еще строже — теперь ровно ничего не пишут; из разговоров почерпнуть что-либо тоже трудно, потому что большинство ничего не знает, а те, кто имеет сведения, стали скрывать их тщательнее; официальные сообщения, делаемые нам полковником Гербертом о ходе военных действий, сократились до минимума.

В подтверждение вышеизложенного изложу последовательно, что и как мы узнали об обходном движении генерала Буллера.

Это движение началось 10 января [1900] (нового стиля); до 20 января, то есть до одиннадцатого дня марша (расстояние от Фрера до Ледисмита по избранному для обходного движения пути от 65 до 70 верст), ни в одной из газет об этом движении не появилось ни одной строки; как будто генерал Буллер и не выступал из Фрера. В этот день опубликованы первые телеграммы частных корреспондентов — о движении сообщается кратко, неясно, понять ничего нельзя.

21 января получаем от полковника Герберта следующее официальное сообщение;

«Натальская армия под начальством генерала Буллера вчера успешно (победоносно) продвинулась вперед. Достигнутые результаты официально сообщены сего [94] дня прессе. Полученные подробности не позволяют с точностью определить на карте положение, занятое английскими войсками».

Официально сообщено штабом армии прессе:

«Главная квартира. Наталь. Января 20. Генерал Клери с частью сил генерала Уоррена был сегодня в деле с 6 часов утра до 7 вечера. Умелым употреблением своей артиллерии он пробил (?) себе путь примерно на протяжении трех миль, последовательно занимая одну высоту за другой. Войска бивуакируют на занятых ими позициях. Потери незначительны: до 6 часов 30 минут вечера — около 100 раненых».

На другой день (22 января) сообщение полковника Герберта гласит следующее:

«В Натале наступление генерала Буллера подвигается вперед последовательно и успешно, однако полученные подробности о действиях колонны весьма незначительны».

Газетные сообщения по-прежнему бедны; фактических данных не сообщается вовсе.

27 января (в газетах оно появилось на другой день) наконец нам сообщают о неудаче колонны генерала Буллера. Вот дословно это сообщение:

«Главнокомандующий получил уведомление из Наталя, что войска, двинутые на освобождение Ледисмита, потерпели неудачу, которая, однако, надо полагать, имеет лишь временный характер».

С 29 января начинают появляться в газетах описания сражения, по объему даже довольно значительные, но из которых нельзя извлечь ровно ничего существенного. Например, подробно описывают, как офицер смотрел в бинокль и в это время был убит наповал, между тем как невозможно понять, где происходило сражение (название Спионскоп говорит немного, когда карт нет и не указано, в каком расстоянии и в каком направлении находятся эти горы от какого-нибудь известного пункта), какие участвовали в сражении части, какие были потери и, наконец, не сообщается результата. (Вот пример описания сражения: войска наши геройски дрались, артиллерия, бросая в неприятеля массу лиддита, чудно работала; однако пришлось немного отступить; дух войск превосходный.)

Я неоднократно обращался к полковнику Герберту с просьбой указать мне хотя бы местность, где происходило сражение, и какие части в нем принимали участие. Каждый раз получал ответ, что сведений этих нет, потому что генерал Буллер ничего не сообщает.

Общее количество потерь с 20 до 24 января объявлено лишь сегодня, 4 февраля, и то без именного списка.

Скрывать все, что может дать истинное понятие о военных действиях, и особенно количество потерь, вошло в систему.

Еще в бытность в Эсткурте я слышал от лица, близкого к генералу Булл еру, что «буры поступают правильно, скрывая истинное число потерь, теперь и мы будем делать то же, но обманывать мы не желаем, а сделаем проще: не будем вовсе говорить о потерях или объявим их тогда, когда о сражении все забудут и оно не будет представлять жгучего интереса».

Так они теперь и поступают.

Однако с колониальными войсками они обращаться так не смеют: именной список их потерь объявляется гораздо ранее.

Вообще надо отметить ухаживание за колониальными войсками: государственные люди в Англии и здешние генералы с главнокомандующим во главе произносят по их адресу льстивые спичи, местные газеты раздувают эти речи и с апломбом [95] утверждают, что все неудачи происходят оттого, что недостаточно пользуются колониальными войсками.

Эти обстоятельства, в связи с тем что [колониальные] войска получают значительно большую поденную плату (колониальный нижний чин получает 5 шиллингов в день, то есть 2 рубля 30 копеек, а нижний чин регулярной армии — 1 1/4 – 1 1/2 шиллинга, то есть около 60 копеек), возбудили зависть регулярных войск. Несомненно существует серьезный антагонизм.

Донесения Генерального штаба полковника Стаховича, командированного на театр военных действий в Южной Африке.

Донесение № XVII от 23 января/4 февраля 1900 г. из Каптауна, с. 3-6.