93. Донесение Стаховича, содержавшегося вместе с другими военными атташе в Кейптауне

Вследствие моей просьбы о выяснении нашего, то есть военных агентов, положения полковником Гербертом было получено от военного секретаря главнокомандующего официальное письмо следующего содержания [перевод с английского]:

«Милостивый Государь. По поручению главнокомандующего препровождаю нижеследующую утвержденную им для вашего руководства инструкцию для военных агентов, при коих вы состоите. Примите и пр. [...] [91]

ИНСТРУКЦИЯ

1. Военные агенты, по примеру русской, германской, австрийской и французской армии, признаются официально особым отделением в составе личного штаба фельдмаршала-главнокомандующего.

2. Место их нахождения подлежит нормальному назначению, причем фельдмаршал будет делать изменения, какие потребуются по обстоятельствам.

3. Все распоряжения относительно квартирного размещения, продовольствия, перевозки и т.п. военных агентов, их прислуги, конюхов и лошадей будут выполняемы, как то делалось доныне, офицером, при них состоящим и получающим по этим вопросам указания коменданта главной квартиры.

4. Соответственно указаниям, которые будут даваемы через военного секретаря, состоящий при военных агентах офицер будет давать им ответы и справки на вопроси их относительно организации и действий армии.

5. Он уполномочен отправлять их письма и телеграммы для устранения бывших случаев вскрытия писем вследствие недостаточной почтовой оплаты.

6. Все сообщения, которые военные агенты пожелали бы сделать главнокомандующему, докладываются последнему через посредство офицера, состоящего при агентах.

Военный секретарь генерал-майор Никольсон»

Не могу сказать, чтобы вышеприведенная инструкция давала бы нам много надежды на изменение нашего положения к лучшему. Руководствуясь ею, всегда можно найти повод держать нас позади и ничего не показывать. Значит, все зависит от личных взглядов и намерений главнокомандующего. Кажется, в этом отношении лорд Робертс отнесется к нам более благоприятно, чем генерал Буллер.

Есть слух (вообще, все планы будущих действий держатся в строжайшем секрете), что на днях лорд Робертс сделает объезд войск (Наупорт, Де-Аар, Моддерривер) и что мы будем сопровождать его. По окончании объезда главнокомандующий возвратится в Каптаун. Штаб с генералом Китченером во главе останется здесь для окончания организационных работ, которые, вероятно, потребуют еще много времени.

По-видимому, новое начальство весьма недовольно тем положением дела, в котором оно получило его в наследие от старого; они упрекают генерала Буллера в том, что он увлекся действиями в Натале и оставил главный театр — Капскую колонию и всю сложную организаторскую работу на попечение неэнергичного генерала Форестье-Уокера и неопытного полковника Уина, который, за нахождением генерала Хантера в Ледисмите, исправлял должность начальника штаба.

По отзыву лиц, близких к главнокомандующему, генералу Китченеру пришлось начинать все дело с начала.

Сегодня мы узнали, что полковник Герберт более не будет состоять при нас; он привлечен к занятиям в штабе. Мотивом этой перемены выставляется то обстоятельство, что при обилии работы в штабе Герберт как опытный работник нужен там.

7 февраля

Вчера и сегодня узнал некоторые новости, видоизменяющие данные, сообщенные в настоящем донесении. [92]

1) Лорд Робертс уехал вчера, 6 февраля; его сопровождает лорд Китченер, чины личного штаба и большая часть полевого штаба армии; значит, отъезд не имеет характера временной поездки для обзора частей войск.

2) Несмотря на все наши настоятельные просьбы, нам категорически отказано в разрешении выехать из Каптауна ранее воскресенья 11 февраля.

3) Состоять при военных агентах (временно) назначен адъютант командующего полковник лорд Даун.

Донесения Генерального штаба полковника Стаховича, командированного на театр военных действий в Южной Африке.

Донесение № XVI от 22 января/3 февраля 1900 г. из Каптауна, с. 1-3.