87. Записка полковника Ермолова о посылке подкреплений британским войскам и причинах поражений английской армии

Копия записки Генерального штаба полковника Ермолова

[К АД № 88. Лондон, 1899 г.]

В последнем моем донесении, исчисляя число войсковых единиц, которые после отплытия 7-й пехотной дивизии останутся в виде «последнего европейского регулярного резерва» в пределах Англии и Средиземного моря, я ошибся на 3 батальона, а именно в Англии и Средиземном море останется не 27 батальонов, как я писал, а 24 батальона, то есть 12 в Англии, 2 в Гибралтаре, 7 в Мальте и 3 в Египте...

На этих днях сделано было распоряжение готовить к мобилизации еще 8-ю пехотную дивизию, 8 батальонов будут взяты именно из числа 12 батальонов, оставшихся в пределах Англии. Из Индии решено взять еще только один кавалерийский полк, одну конную батарею и 2000 лошадей. Приняты также предложения некоторых индийских принцев представить в распоряжение Англии для войны лошадей.

5-я дивизия прибывает на театр войны, последние эшелоны 5-й дивизии отплыли из Ливерпуля 31-го. Мобилизация 7-й дивизии закончилась 30-го, и посадка ее состоится между 4 и 15 января.

Большая часть войск 5-й дивизии также направлена в Наталь: генерал Буллер получает там в подкрепление еще 5 батальонов и 3 батареи, кроме того, осадные орудия, прибывшие на «Fahtallon Castle». Мне было сообщено, что в конце этой недели, в пятницу или субботу, генерал Буллер опять атакует линию реки Тугелы, бомбардируя (своей усилившейся артиллерией) с фронта и предпринимая обходное движение, вероятно, с запада через Springfield (?), где, однако, буры уже массируются, вероятно имея сведения о готовящемся движении. Сведения о том, что Буллер будет атаковать вторично, до прибытия на театр войны лорда Робертса, возбуждают здесь недоумения и опасения; быть может, необходимость вторичной атаки вызывается тревожным положением Ледисмитского гарнизона. [85]

Наталь поглотает все более и более войск, и это обстоятельство все более и более спутывает общее стратегическое положение англичан: невольно приходит та мысль, что после освобождения Ледисмита не двинутся ли англичане из Наталя к Претории, через Дракенбургские [Араконовы] горы. В сфере английских военных устанавливается, по-видимому, следующий общий взгляд на стратегический план буров: цель, по-видимому, заключалась и заключается в том, чтобы держать и оборонять внутреннее южноафриканское горное плато против англичан, наступающих от моря по низовьям и равнинам. Действительно, в Натале буры держат юго-восточный фронт или контрфорс этого плато, то есть Дракенбургские горы, спускаясь вниз только до Ледисмита и линии реки Тугелы. В центре буры держат высоты Stromberg, Catacre/Sputterskraal, Bushma's Hock и Cypherga, генерал Methuen [Метуэн] стоит только у самых подошв подъемов. Если бы общий оборонительный план буров мог получить полное развитие, им бы следовало на западе овладеть подъемами у Beaufort-West и Victoria-West там, где железная дорога от Каптауна на De-Aar поднимается с равнины на плато. Если бы бурам удалось удержать все подъемы на внутренние африканские highland, англичанам, стоящим внизу колонны Methuena, было бы крайне трудно везде вести стратегическую атаку снизу вверх. Ибо поднять армию снизу вверх перед лицом сильно занимающего оборонительные позиции неприятеля представляет собой вообще весьма трудную наступательную операцию. Последние известия указывают, что буры, усиливаясь против колонны лорда Methuen a, намерены попытаться выиграть его сообщения. Если это им удастся и они отрежут, разобьют или отбросят к югу колонну Methuen a, то, появляясь у Victoria-West и Beaufort-West, им удается закупорить и этот (западный подъем с низовьев на highland), и тогда англичанам будет очень трудно. Невольно приходит мысль, что вопрос о том, проиграет ли Methuen свои сообщения или нет, представляет собой огромную стратегическую важность, от которой может зависеть будущая участь всей кампании: если буры прочно утвердятся у Victoria-West и Beaufort-West, то англичанам при их крайне разбросанном распределении сил и при расположении главной массы войск на совершение бесцельной и бесполезной стратегической натальской линии будет крайне трудно.

Среди военных раздаются упреки и нарекания на лорда Ландбуна и лорда Уолслея главным образом: 1) за слабость полевой артиллерии; 2) за неимение позиционной артиллерии; 3) за пребывание кавалерии и артиллерии и мортирных батарей в хвосте корпуса Буллера; 4) за отправку войск пакетами, по дивизиям; 5) за неимение лошадей; 6) за неимение на театре войны общеармейского обоза: нет мулов, нет погонщиков, нет вьючных седел, нет, как не было на Кубе, предварительно разработанной и подготовленной обозной организации — обстоятельство крайне для армии тяжелое, ибо оно приковывает войска к столь хрупким, загроможденным железным дорогам и не лает им возможности маневрировать в поле; 7) наконец, за все стратегические ошибки, поглотившие такую массу войск в безвыходном Натале, где еще даже нет судов для перевозки войск обратно, к нормальным линиям наступления.

АВПРИ. ф 155. II Департамент, ст. 1-5, оп. 929. л. 1. л. 105. 105 об., 106, 106 об.

Подлинник на русском языке.