85. Из донесения полковника Стаховича о поражении английских войск под командованием генерала Буллера у Коленсо

[...] III. ОПИСАНИЕ ХОДА БОЯ У КОЛЕНЗО, 3/15 ДЕКАБРЯ 1899 г.

Обзор поля сражения

Центр позиции буров составляло укрепление, построенное на высоте к северу от железнодорожного моста у деревни Колензо; вправо и влево по прилегающим холмам и подножию гор тянулись окопы. Окопы эти были настолько хорошо применены к местности, что рассмотреть точно, где они начинались и оканчивались, не представлялось никакой возможности. Несомненно, буры на левом берегу реки Тугелы укрепили очень длинную линию, намереваясь оборонять лишь те участки, которым будет угрожать противник. Для серьезного укрепления позиций буры имели достаточно времени.

Левый фланг позиции составляла высота Хлангване-хиль, расположенная на южном берегу реки Тугелы; высота эта составляла ключ позиции буров, так как она командовала над всеми высотами первой линии окопов и фланкировала их. Если бы англичане овладели этой высотой, то буры принуждены были бы очистить свою позицию на переправах.

Позади этой позиции местность постепенно и весьма значительно поднимается, в 5-6 верстах в тылу расположен высокий хребет, на склонах которого был второй ряд окопов, а во время боя, кроме того, здесь расположена была часть артиллерии.

Сообщение по фронту позиции и в тылу особых затруднений не представляло, так как особых преград не было, за исключением, однако, Хлангване-хиля, отделенного от прочих частей позиций рекой Тугелой.

Река Тугела, текущая перед фронтом позиции, как и все реки этого района, имеет чрезвычайно изменчивый уровень: во время засух она представляется ручьем, в дождливую же пору она имеет до 100 саженей ширины и 3-4 сажени глубины. Хотя декабрь вообще один из наиболее дождливых месяцев, но в настоящем году было исключительно мало дождей, а потому Тугела имела в день боя не более 8-10 футов глубины, а на бродах вода была немного выше колена.

В деревне Колензо (12 домов и железнодорожная станция) имеется два моста, один на грунтовой дороге — прочный железный, а другой — железнодорожный (около этого моста имеется небольшое предмостное укрепление Fort Wylie, построенное еще в октябре англичанами и тоже занятое во время сражения бурами) — тоже железный, который был еще до дня сражения совершенно разрушен.

Броды на описываемом участке вообще довольно труднопроходимы вследствие больших камней дна реки. Лучшие из бродов около железнодорожного моста и в 8 верстах к западу от Колензо.

Имеются некоторые указания, что перед сражением некоторые из бродов были сделаны непроходимыми посредством проволочных сетей.

Большинство из показанных на плане ручьев в день сражения пересохли; глубокие русла их представляли хорошие закрытия от выстрелов.

Подступы к позиции весьма трудные, потому что местность правого берега представляется в общем открытою, постепенно понижающейся к реке. Сравнительно легче подступы к Хлангване-хилю. [77]

Сила сторон и их расположение перед боем

Состав английских войск, принявших участие в сражении при Колензо, был следующий:

Пехота

2-я бригада (генерал-майор Хильдиард)

4-я бригада (генерал-майор Литтельтон)

5-я бригада (генерал-майор Фицрой-Харт)

6-я бригада (генерал-майор Бартон)

4 батареи

4 батареи

4 батареи

3 бригады

(1/2 батальона шотландских стрелков были оставлены в Фрерском лагере, а 1/2 батальона ирландских стрелков составляли прикрытие обозу).

Саперы

17-я рота

1 рота

Артиллерия

7, 14, 64, 66, 73-я полевые пешие батареи

морская артиллерия

30 орудий

14 орудий (две 4,7-дюймовых, двенадцать — 12-фунтовых)

Кавалерия

1-й гвардейский драгунский полк

13-й гусарский полк

3 эскадрона

3 эскадрона

Иррегулярная кавалерия и ездящая пехота

South Africa Light Horses

Imperial Light Horses

Английской регулярной ездящей пехоты

Thorneycroft Mounted Infantry

Natal Carabineers

Bethuen’s Mounted Infantry

3 эскадрона (около 450 человек)

1 эскадрон (около 70 человек)

1 рота (около 80 человек)

3 роты (около 450 человек)

1 рота (около 75 человек)

1 рота (около 80 человек)

Всего 15 1/2 батареи, 1 рота, 6 эскадронов регулярной кавалерии, 10 эскадронов и рот иррегулярной, 44 орудия.

Всего, с войсками вспомогательного назначения, до 16 1/2 тысячи человек. (Штатный состав английского батальона — 1000 нижних чинов, настоящий же их состав — от 800 до 900 человек.)

Английские войска накануне боя были расположены бивуаком впереди станции Чивелей, в 10 верстах от позиции противника. Всякое передвижение в лагере могло быть наблюдаемо бурами.

Силы буров оцениваются весьма различно. Вероятнее всего является предположение, что их было до 10 тысяч человек (не более).

Расположены они были двумя лагерями, в 5-6 верстах к северу от позиции, имея в траншеях дежурные части.

Подготовка сражения

13 и 14 декабря генерал Буллер производит рекогносцировку позиции, занятой бурами. Для этого он продолжительно обстреливает (с расстояния около 8 верст) тяжелыми, 4,7-дюймовыми морскими орудиями левый берег Тугелы. Буры [78] не отвечали на огонь. Ни одна пехотная, ни кавалерийская часть не приняли участие в рекогносцировке. В результате порядок занятия бурами позиции остался для англичан совершенно неизвестен; они думали (это ясно видно из диспозиции), что имеются окопы только на высотах к северу от мостов; о том же, что траншеями занята длинная линия (до 12 верст) и, главное, что Хлангване-хиль сильно занят, они и не подозревали.

Ход боя

Согласно диспозиции, все части выступили почти одновременно; небольшое различие во времени наступления 4 колонн объясняется незначительной разницей длины пути от пункта бивуакирования каждой части до места ее назначения. Значит, имелось в виду произвести одновременную атаку по всему фронту.

Вследствие того что не было произведено соответствующей рекогносцировки, не было сделано и оценки важности различных пунктов позиции, а это обстоятельство, в свою очередь, сказалось на распределении сил, направленных для атаки. Не отдавая предпочтения какому-либо участку позиции, генерал Буллер (хотя номинально начальником войск, оперирующих в Натале, и числился генерал Клери, от имени которого отдана была диспозиция, однако всем распоряжался сам главнокомандующий, что ясно видно из текста диспозиции, например, указано место расположения во время боя не генерала Клери, а генерала Буллера) распределил свои войска, в том числе и артиллерию, равномерно по всему фронту, три бригады (5, 2 и 6-я). (Задача 6-ой бригады по тексту диспозиции не ясна: можно думать, что ее назначение служить резервом 2-ой бригады, а отчасти тоже и конному отряду. Однако этому предположению противоречит час выступления 6-ой бригады, который рассчитан так, чтобы она находилась на одной высоте с вышепоименованными частями. В действительности с самого начала боя 6-ая бригада была в первой линии, заняв по фронту более 4 верст, и одна бригада — 4-я в частном резерве; в распоряжении главнокомандующего совсем не было общего резерва.)

В 5 часов 30 минут утра 8 морских орудий выехали на высоту, что левее железной дороги и в 4 1/2 версты к югу от Колензо, и начали обстреливать левый берег Тугелы.

Буры не отвечали на огонь.

Левый фланг

В это время 5-я бригада следовала в общей ротной колонне quarter-column (в походе эта колонна имеет около 60 шагов по фронту и не менее 350-400 шагов в глубину), она ошибочно (это я знаю от одного офицера Генерального штаба) направлялась не на Брайдельский брод, а на соседний брод Пунт.

В голове шел Дублинский батальон, затем Коннаутский, Иннискилийский и, в хвосте, пограничный.

Колонна шла без должных мер охранения, резервный и боевой порядки не были своевременно построены. Буры воспользовались этим чрезвычайно искусно. Когда голова колонны подошла близко к реке (это было вскоре после б часов утра), они открыли внезапно сильный огонь со сравнительно близкого расстояния.

Первый выстрел буров был из тяжелого осадного орудия, расположенного на юго-западном склоне вершины Гроблерс. Снаряд разорвало в голове колонны (нужно заметить, что большинство снарядов буров не разрывалось). Немедленно вслед за этим выстрелом буры открыли из противолежащих траншей сильный [79] ружейный и артиллерийский огонь (одно или два орудия были на высотах к северу от брода).

Внезапность огня и сильные потери произвели на колонну подавляющее впечатление. Нужно думать, что правильного развертывания не было, произошло замешательство, полки перемешались... передние части бросились вперед, ища закрытия в складках местности и в русле реки (может быть, единичные люди и перешли на ту сторону реки, о чем очень неуверенно говорят некоторые корреспонденты), задние части разбрелись по полю и укрылись в лощинках.

Есть полное основание предполагать, что почти все крупные потери головных трех батальонов (смотрите ведомость потерь) были понесены ими именно в этот короткий промежуток боя.

В этом положении 5-я бригада оставалась до 10 1/2 часа, то есть до начала отступления.

Артиллерия (64 и 73-я полевые батареи), которая должна была поддержать атаку 5-й бригады, выехала (по всей вероятности, точно же не удалось узнать) на склон правее пехоты. Результаты ее деятельности были, по всей вероятности, весьма незначительны ввиду превосходного применения к местности окопов буров.

Есть некоторые указания, что для прикрытия отступления пехоты названные батареи переехали на позицию левее пехоты и несколько ближе к реке.

Незначительность потерь обеих батарей (всего 7 нижних чинов раненых) отчасти указывает на то, что они не приняли активного участия в бою.

Охранение левого фланга было возложено на гвардейский драгунский полк (3-го эскадрона). Он расположился в лощинке. Во время боя распространился слух, что неприятель обходит левый фланг. Командир полка выслал разъезд, который сообщил, что все благополучно. Впоследствии полк отступил с пехотой.

4-я бригада, служившая резервом 5 и 2-й бригадам, никакого участия в сражении не приняла. О ней не упоминается ни в одном из отчетов о сражении. Незначительность ее потерь (10 раненых) подтверждает этот вывод.

Пехота левого фланга получила приказание отступать после десяти часов. Задние части, как повествуют отчеты, отступили в порядке (?), передние же (отдельные люди с офицерами во всех трех полках) остались на местах. Говорят, приказание об отступлении не дошло до них, что указывает на полное отсутствие связи между частями боевого порядка.

Отмеченное выше полное затишье в бое на этом участке позволило бурам обратить всю силу своего огня на центр.

Центр

2-я бригада наступала в центре, вдоль полотна железной дороги, по левую его сторону, имея в первой линии батальоны Девонширский и Западный Сурейский и в резерве — Восточный Сурейский и Западный Йоркширский.

Правее полотна и тоже в первой линии наступали два батальона (стрелковые Ирландский и Шотландский) 6-й бригады, имея в резерве остальные два батальона (Вельшский и королевских стрелков).

Около 7 часов утра буры открыли по ним усиленный огонь как из траншей с высот к северу от моста (там, по уверению участников этого наступления, было до 12 орудий (?), в числе которых несомненно была одна скорострелка Гочкиса и одна системы Максима-Норденфельда; все очевидцы особенно распространяются о поразительной действительности огня последних двух орудий), так и из второго яруса траншей, где тоже были орудия. [80]

Огонь этот остановил наступление пехоты; передовые части находились в это время приблизительно в 1 000 шагов от реки. Впоследствии небольшой части Западного Сурейского полка удалось добраться до деревни Колензо и даже занять железнодорожную станцию; однако она была не в состоянии (не была поддержана резервами) ни продвинуться дальше к мосту, ни утвердиться в деревне — ей пришлось отступить.

Когда замечена была остановка пехоты и на этом участке, было отдано приказание 14 и 66-й полевым батареям под начальством полковника Лонга выехать вперед правее пехоты и своим огнем облегчить дальнейшее ее наступление (это было ранее 8 часов утра).

Батареи немедленно исполнили приказание и двинулись вперед. Еще до снятия с передков они стали нести потери от ружейного огня; ввиду этого им удалось продвинуться лишь примерно на 1000 шагов от реки, где они и снялись с передков.

Трудно судить о том, насколько действительна была их стрельба, однако она не помогла наступлению пехоты.

Между тем батареи стали терпеть не только от фронтального огня, но тоже и от флангового: буры, занимавшие Хлангхване-хиль, внезапно открыли оттуда сильный ружейный огонь (по иным сведениям, тоже и артиллерийский).

Следует отметить здесь искусство буров выжидать открытием огня. Они обнаруживают себя только тогда, когда противник в достаточной мере ввязался в бой, когда исправить ошибку маневрированием уже трудно. Так было дело и с огнем с Хлангване-хиля.

В результате все шесть орудий 14-й и четыре орудия 66-й батареи и все зарядные ящики были оставлены англичанами на поле сражения (потери этих двух батарей нельзя признать чрезмерно большими; 11 убитых и 31 раненый; 57 человек попало в плен) и впоследствии (значительно позже) забраны бурами.

По сведениям английских газет, все снаряды этих батарей, до последнего, были выпушены и орудия оставлены без замков, между тем в телеграммах из Претории упоминается, что орудия взяты с замками и снарядами.

Около полудня и на этом участке поля сражения началось отступление. И здесь части, бывшие впереди, остались за своими закрытиями и впоследствии попали в плен.

13-й гусарский полк, охранявший правый фланг войск этого участка, по-видимому, никакого участия в сражении не принял (потери: 2 ранены).

Правый фланг

Отряд лорда Дендональда, имевший назначение занять Хлангване-хиль для прикрытия правого фланга общего наступления, состоял из частей иррегулярной (волонтерной) кавалерии и волонтерной же ездя шей пехоты, всего от 1000 до 1200 всадников. При отряде состояла 7-я полевая пешая батарея.

Таким образом, для атаки важнейшего участка позиции, куда, казалось бы, следовало направить большую часть сил (не менее 2-х бригад пехоты со всей полевой артиллерией), была назначена конная часть с одной батареей.

Отряд, двигаясь лощиною, немного после 6 часов утра подошел на полторы версты к пункту назначения. Здесь он был встречен огнем с Хлангване-хиля.

Отряд остановился, быстро спешился и залег на землю. Людям запрещено было стрелять (чтобы себя не обнаруживать). [81]

В таком положении, то есть не попытавшись даже исполнить возложенную на него задачу ни фронтальным наступлением, ни обходным движением, отряд оставался до начала общего отступления.

После часу дня одни только морские орудия продолжали обстреливать позицию противника.

Таким образом, на всем протяжении боевого расположения атаковавшие части не проявили должного упорства в преодолении встреченного сопротивления. Исход боя был решен столкновением передовых частей. Резервы бездействовали: вливание свежих частей в боевую линию с целью продвинуть ее вперед ни разу не было произведено; части войск, бывшие в начале боя позади, там и остались и не понесли почти никаких потерь.

Спустя некоторое время буры, видя поле сражения очищенным, стали выходить небольшими партиями из траншей и переправляться на южный берег реки с целью забрать в плен все оставшееся на позиции. Сначала морская артиллерия своим огнем думала воспрепятствовать этому, но потом, из боязни стрелять по своим, прекратила огонь.

Хотя сражение было наступательным со стороны англичан и буры до окончания боя ни разу не переходили в наступление, они захватили в плен 36-40 офицеров и 634 нижних чина. Это странное явление отмечается и в других столкновениях настоящей войны (Маггерсфонтейн, Стромберг и другие).

Около 5 часов дня англичане имели возможность выслать свои лазаретные линейки, чтобы подобрать раненых, не забранных ранее бурами.

Потеря англичан — 817 убито и ранено на 16 1/2 тысячи человек, что составляет около 5%. Принимая во внимание, что англичанам пришлось вести фронтальную атаку сильной по природе и хорошо укрепленной позиции, потери их нельзя признать чрезмерно большими, что свидетельствует, что бой велся ими не с надлежащим упорством. А это обстоятельство в связи с тем явлением, что при пассивной обороне со стороны буров почти во всех частях, принимавших участие в бою, оказались пленные, не говорит в пользу боевого духа английских войск.

IV. ПОТЕРИ АНГЛИЙСКИХ ВОЙСК В СРАЖЕНИИ ПРИ КОЛЕНЗО, 3/15 ДЕКАБРЯ

 

Название частей войск

Офицеров

Нижних чинов

убито

ранено

взято в плен

убито

ранено

взято в плен

Пехота

2-я бригада (ген. Хильлиард)

2-я бат. East Surrey

-

-

-

1

31

-

[бат.] Devonshire

-

5

5

9

62

32

[бат.] West Surrye

-

3

-

3

90

-

[бат.] West lorkshire

Потерь не было

Всего

-

8

5

13

183

32

5-я бригада (ген. Фицрой-Харт).

Свод.бат. Dublin Fusil.

2

3

-

38

152

28

Connaught Rengers

-

2

2

24

103

23

Border Regim

-

3

-

6

42

1

Inniskilling Fusil.

1

9

-

19

76

8

Всего

3

17

2

87

373

60 [82]

6-я бригада (ген. Бартон):

2-я бат.Royal Irish Fusil.

-

1

-

-

20

13

R. Welsh

-

-

-

-

3

-

R. Scots

-

-

6

12

21

39

Royal Fusil.

-

-

-

-

2

-

Всего

-

1

6

12

56

52

4-я бригада (ген. Литтелтон):

1-я бат. Rifle Brigade

-

2

-

-

5

-

Durhan Light Infant

-

-

-

-

2

-

Kings Royal Rifle

-

1

-

-

-

-

Scots Rifles

-

-

-

-

-

-

Всего

-

3

7

24 и 6 оруд.

Артиллерия

Отдельно по батареям

сведений не имеется

5

15

24 и 4 оруд.

14-я пол. батарея

66-я

4

10

64-я

-

2

73-я

-

5

7-я

1

44

Всего

2

6

6

10

44

48 и 10 оруд.

Кавалерия и ездящ. пехота

1-я Royal Dragoons

-

-

-

1

1

13-я Hussars

-

-

-

2

-

Thorneycroft’s Mount Inf.

1

3

-

4

28

11

South Afr. Light Horses

-

2

2

4

19

-

Natal Carabin

-

2

-

4

4

-

Imper. Light. Horses

-

-

-

3

7

12

Всего

1

7

2

15

61

204 и 10 оруд.

Всего

6

42

21

137

724

Таблица составлена посредством выборки из официального именного списка потерь. Однако по сличении ее с официально же объявленным (до опубликования именного списка) общим итогом потерь оказалось, что значительное число легкораненых и попавших в плен включено в категорию раненых, а не пленных. Так как буры по окончании боя разрешали подбирать убитых и раненых, а забрали в плен из числа раненых лишь тех, которые могли следовать без посторонней помощи, то правильнее будет этих последних включить в число пленных. Тогда общий итог (для производства и исправления итога каждой части не имею материала) представится в следующем виде:

6

36-40

27-23

137

634

294

Донесения Генерального штаба полковника Стаховича, командированного на театр военных действий в Южной Африке.

Донесение № XI от 10/22 декабря 1899 г. из Марицбурга, с. 6-17.