78. Сообщение из Лиссабона о начале насильственной высылки эмигрантов из числа русских подданных из Португальского Мозамбика в порты Европы и в английские владения в Южной Африке

Лиссабон, 11 ноября 1899 г.
Его Сиятельству графу М. Н. Муравьеву

Милостивый Государь граф Михаил Николаевич, продолжая следить за судьбой русских выходцев в Лоренсо-Маркезе, я лишь вчера после многих усилий получил от морского министра прилагаемую у сего в подлиннике телеграмму, из которой усматривается, что последние русские выходцы выбыли из Лоренсо-Маркеза в Капскую колонию.

В течение моих переговоров с морским министром последний не раз предлагал мне телеграфировать в Петербург с просьбой посылки в Лоренсо-Маркез парохода для снятия оттуда русских рабочих (евреи и поляки) — выходцев из Трансвааля — или же уполномочить его перевезти их на счет русского правительства во французский порт Гавр.

Не имея точных сведений о выходцах, я был поставлен в затруднительное положение из-за приостановки правильного телеграфного сообщения отсюда в Мозамбик и, прежде чем обращаться в Петербург, предпочел в течение последних [70] двух недель действовать через посредство самого министра, который сносился по сему вопросу непосредственно с мозамбикским губернатором. Последнему была сообщена существующая у нас, по-видимому, оговорка относительно водворения на родину евреев и было вообще предписано выяснить их положение, поддерживая их существование до поры до времени. Однако наплыв иностранцев в Лоренсо-Маркез и неудобства этого Вавилонского столпотворения наряду с ограниченностью припасов заставили тамошнего начальника настоятельно советовать перевезти последнюю сотню русских в Гавр из-за отказа Дурбана принимать туда иностранцев. При этом морской министр заметил, что содержание их обойдется, вероятно, около 300 фунтов стерлингов в месяц. Прежде нежели телеграфировать в Петербург Вашему Сиятельству, я попытался в последний раз через морского министра получить сведения о средствах и предположениях самих выходцев, и, узнав, что это евреи и что всего их в Лоренсо-Маркезе около 100 человек, я получил, кроме того, вчера телеграмму морского министра, сообщающую, что выходцы выбыли из Лоренсо-Маркеза в Кап. Министр не знает, на какой пароход они были посажены и куда они намереваются отправиться за сим; вообще господин Вилльяса признался, что, будучи застигнут врасплох наплывом в Лоренсо-Маркезе этих рабочих, тамошний губернатор не имел другого исхода как пересылать их далее, тем более что присутствие шатающегося без дела элемента вблизи трансваальской границы грозило нежелательными для португальцев осложнениями в их пассивной там политике.

Министр иностранных дел, облегчивший мне ведение переговоров с его коллегой, более пока не знает о русских эмигрантах.

Наш новый вице-консул в Лоренсо-Маркезе туда еще не возвращался.

С глубоким почтением и совершенной преданностью имею честь быть, Милостивый Государь, Вашего Сиятельства покорнейшим слугой

Муравьев-Апостол-Коробин

АВПРИ, ф. 155. II Департамент. ст. 1-5, оп. 358, д. 5, л. 24-25 об.

Подлинник на русском языке.