76. О мерах по предотвращению возвращения неимущих русских подданных, бежавших из Трансвааля, в пределы Российской Империи

Лиссабон, 19/31 октября 1899 г., № 39
Его Сиятельству графу В. Н. Ламздорфу [68]

Милостивый Государь граф Владимир Николаевич,

шесть дней тому назад надворный советник Мусури сообщил мне полученную им телеграмму от управляющего нашим вице-консульством в Лоренсо-Маркезе, содержание коей я передал Вашему Сиятельству по телеграфу 14 сего октября.

По ознакомлении с сей телеграммой я в тот же день письменно просил министра иностранных дел по возможности облегчить существование в Лоренсо-Маркезе случайных русских выходцев, вероятно из Трансвааля, причем имеется в виду евреев; я ни письменно, ни устно не упоминал о возвращении их на родину.

Через три дня я был уведомлен, что необходимая первоначальная помощь будет во избежание голода оказана русским выходцам, которые вскоре за сим были отправлены в числе 400 человек в порт Дурбан.

На следующий день от мозамбикского генерал-губернатора была получена новая телеграмма, в которой было добавлено, что на днях из Лоренсо-Маркеза отправится другая немногочисленная партия русских в Кап [Капскую колонию].

Ни в той, ни в другой телеграмме не было вовсе сказано, на каких условиях и на каких пароходах упомянутые эмигранты выбыли из Лоренсо-Маркеза.

Получив засим секретную телеграмму Вашего Сиятельства от 16 октября, я немедленно сообщил письменно министру иностранных дел просьбу миссии не отправлять на родину наших эмигрантов — евреев, выселившихся без особого разрешения, и одновременно предложение нашему консулу безотложно подписать вице-консулу в Лоренсо-Маркезе иметь впредь в виду сию означенную особенность в вопросе о водворении на родину евреев. Что же касается первой части той же секретной телеграммы Вашего Сиятельства, то я позволил себе уклониться от точного исполнения до поры до времени предписания оной, ибо для доставления министерству подобных сведений о русских выходцах, уже в тот момент выбывших из Лоренсо-Маркеза, мне было бы необходимо телеграфировать управляющему нашим тамошним вице-консульством и уплатить его ответ, что составило бы в общей сложности расход министерству приблизительно в 100 000 рейсов, или 400 франков (по нормальной таксе 2500 рейсов за слово).

Принимая во внимание чрезмерность такого рода расхода и факт выбытия из Лоренсо-Маркеза русских выходцев из Трансвааля (по большей части евреев), я воздержался от столь крупной затраты и ограничился секретной телеграммой от 19 октября в надежде, что Ваше Сиятельство не сочтете мои действия легкомысленными.

Имея в виду все вышеизложенные обстоятельства и телеграмму нашего вице-консульства в Лоренсо-Маркез [о требовании разрешения], мне показалось необходимым, во избежание недоразумений, просить об оказании первоначальной [помощи] нашим соотечественникам в Мозамбике, совершенно не касаясь [вопроса] о водворении их на родину или куда бы то ни было, так как последняя мера была принята, очевидно, по инициативе португальских властей.

По доставлении дальнейших сведений я не премину сообщить их императорскому министерству письменно или по телеграфу, смотря по неотложности характера оных.

С глубоким почтением и совершенной преданностью имею честь быть, Милостивый Государь, Вашего Сиятельства покорнейшим слугой

Муравьев-Апостол-Коробин

АВПРИ, ф. 155. II Департамент, ст. 1-5, оп. 358, д. 5, л. 9-11.

Подлинник на русском языке.