257. Воспоминания Марии З. 132 о поездке и пребывании в бурских республиках

[...] Да, вот я уже и в Марселе. Все приготовления к дороге заняли не более трех дней. Костюм, шляпа, белье и оружие приобретены, волосы обрезаны; оставалось только сесть на корабль — и в дорогу.

К сожалению, корабль в Южную Африку отходил только через пять дней. Пришлось, поневоле, в течение нескольких дней заняться наблюдением над этим колоссальным центром, который своей демократической внешностью представляет столь разительный контраст с нарядной Ниццей. Насколько в Ницце бросается в глаза роскошь, богатство и полное отсутствие чего-либо говорящего о величии ума и сердца (за исключением разве кладбища — Герцена и Гамбетты), настолько в Марселе — труд, труд и труд. Невольно отдыхаешь сердцем при виде этой ежеминутной борьбы человека с жизнью; есть тут чему поучиться и не в продолжение пяти дней.

Но корабль был уже готов, и я с ним отправилась в дальний путь.

Первые дни новизна положения меня стесняла. Моя полнота приводила меня в отчаянье, и я ежеминутно боялась быть узнанной. Между тем мы миновали Порт-Саид, Суэц, и на корабле оставались только пассажиры на Мадагаскар и в Трансвааль.

Корабль прибыл в Диего-Суарец [Анцеранана] на Мадагаскаре; здесь пересели на корабль «Жиронду» и пошли в Трансвааль и Наталь...

Теперь, пока поезд домчит меня в Преторию, я воспользуюсь временем и расскажу в нескольких словах о причине, побудившей меня так поспешно уехать в Трансвааль. А эта причина вот какая. Мой муж уже второй месяц находился в Трансваале, и я ехала его разыскивать [...]

Мария З. Как я была добровольцем в Трансваале. Киев, 1901. с. 4. 7. 12.


Комментарии

132. Среди добровольцев, желавших попасть в состав санитарного отряда Российского Общества Красного Креста, отправлявшегося в бурские республики, встречались не только лица с медицинским или военным образованием. Как полагают некоторые отечественные исследователи, таинственной Марией З. могла быть госпожа Попова, которая испрашивала разрешение присоединиться к отряду Красного Креста для оказания помощи бурам:

«Жена отставного офицера Генерального штаба Ольга Николаевна Попова, владелица известной библиотеки черкесов, издательница многих полезных книг, помощница смоленского губернатора очень образованная женщина, говорящая отлично на французском, немецком и английском языках, со средствами, желает быть официально прикомандирована к отряду Красного Креста для оказания посильной помощи бурам. Поедет в Африку и вернется за свой счет. Согласна пожертвовать на нужды Красного Креста до 500 рублей, если ее просьба будет исполнена» (РГВИА, ф. 12651, д. 1392, л 78).

О причине своей неожиданной поездки инкогнито в бурские республики сама Мария З. писала в своих воспоминаниях: «Я вышла замуж года три назад. Мы с мужем жили очень дружно, но однажды во время его отлучки я получила большой заказной пакет. Адресован был пакет мне; я вскрыла его и нашла следующее письмо, отпечатанное на пишущей машинке». В письме содержались сведения об измене мужа. Но, узнав, что Николай в Трансваале, она поняла, что «есть нечто выше ревности, выше верности, выше любви обыкновенной, и немедленно отправилась в дальний путь» (Мария З. Как я была добровольцем в Трансваале Киев. 1901. с 4)