248. Евгений Августус о Максимове

[...] «По платью встречают, по уму провожают» — эту пословицу с успехом можно было применить к Максимову. Невысокого роста, сухой, жилистый, с резкими характерными чертами лица, в поношенной куртке австрийского покроя, в высоких сапогах — нельзя сказать, чтобы он с первого взгляда, с первой встречи производил чарующее впечатление. Но достаточно было поговорить с ним час-другой, уловить его слегка насмешливый, как-то пронизывающий собеседника взгляд человека, который не раз встречался лицом к лицу с грозным призраком смерти, слышать его голос, звучавший резко, страстно, видеть игру подвижных мускулов лица — от всей его внешности веяло чем-то стихийным, в нем чувствовался человек порыва, сильных страстей и несокрушимой энергии. Такие люди не могут ужиться в тесной рамке мирной, обыденной жизни, они рвутся на простор, на волю. Люди его склада или оставляют след в истории как бесстрашные путешественники, открывающие новые безвестные страницы, как мореплаватели, как воины, как вожди народные во времена великих переворотов и катастроф, наравне с именами Дежнева, Пржевальского, Стеньки Разина, или делаются жертвами людской тупости, равнодушия и с обрезанными крыльями задыхаются где-нибудь в глуши в чине отставного капитана.

Максимову, видно, перевалило уже за сорок лет, но глаза его загорались юношеским блеском, ноздри расширялись и трепетали, когда ему приходилось говорить о своем прошедшем или о тех планах, которые он надеялся осуществить в Трансваале. А прошлое было у него довольно бурное: один из стаи славных Черняевских орлов 126, еще молодим офицером дрался он на полях Дюниша и Алексинаца, принимал затем участие в войне 1877-1878 годов, был потом под Геок-Тепе, путешествовал по Азии, Абиссинии. Если он теперь приехал в Трансвааль, то не потому только, чтобы испытать, как мы, грешные, острое наслаждение игрой своей жизнью, а потому, что он надеялся послужить великому делу зашиты слабых и угнетенных, не только в качестве рядового бойца — у него были более широкие замыслы.

Евгений Августус. Воспоминания участника англо-бурской войны 1899-1900 гг. — Варшавский военный журнал. 1902, № 1, с. 24-25.


Комментарии

126. Черняев Михаил Григорьевич (1828-1898) — генерал-лейтенант. В 1853 г. окончил военную академию, принимал участие в Крымской и Кавказской войнах. В 1864-1865 гг. участвовал в захвате Чимкента и Ташкента (Кокандское ханство) и был назначен губернатором Туркестана. В 1866 г. за превышение власти был уволен в отставку. После начала герцеговино-боснийского восстания 1875-1878 гг. Черняев тайно уехал в Белград и был назначен командующим действующей армией, которая потерпела поражение во время войны Сербии и Черногории с Турцией в 1876 г. (надо отметить, что турецкая армия имела более чем четырехкратное численное превосходство). С начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Черняев был вновь зачислен на военную службу, но назначение в действующую армию не получил. В 1882-1884 гг. — генерал-губернатор Туркестана. С 1886 г. — в отставке.