185. Сообщение Боткина о финансовых трудностях трансваальского посла в Европе доктора Лейдса

Выдержка из частного письма надворного советника Боткина

Брюссель, 22 марта/5 апреля 1901 г.

В дополнение к тому, что я писал о Лейдсе, следует сказать, что он в душе своей считает дело Трансвааля потерянным. Это, впрочем, мое личное впечатление. Известно, какой Лейдс сдержанный и умный человек. Конечно, он ни разу не проронил ни одного слова, показывающего разочарование. Напротив, он всегда старается представить положение дел в Трансваале в лучшем виде, нежели в действительности. Но полная невозможность добиться вмешательства и заступничества Великих держав, ненахождение поддержки даже среди ученых представителей международного права (Лейдс обращался в Institut du Droit International [Институт международного права], желая вызвать выражение протеста этого учреждения против действий англичан, — но тщетно), охлаждение общественного мнения Европы к Трансваалю, наконец, сознание невозможности продолжать неравную борьбу до бесконечности — все это, вместе взятое, не раз, вероятно, заставило Лейдса подумать о приближении развязки.

Интервью президента Крюгера с редактором «Matin», которое появится завтра в газетах, имеет в виду опровергнуть то, что пишется по поводу положения дел [257] в Южной Африке в английских газетах, и должно также напомнить о Трансваале и поднять дух бурофилов. Оно не дает, таким образом, ничего нового. Уже давно он не имеет сношений с враждующими бурами.

Нечего и говорить, что во время переговоров о мире Английское правительство продолжало игнорировать существование Лейдса и присутствие Крюгера в Европе. Сим последним остается только по-своему толковать недавно вышедшую Синюю книгу и телеграммы лорда Китченера и корреспондентов английских газет.

В интервью Крюгера есть кое-какие шероховатости и противоречия, которые, впрочем, незаметны в окончательной редакции.

Весьма серьезным представляется вопрос о материальных средствах, коими располагают Крюгер и Лейдс. У него [Лейдса], по-видимому, остается мало денег. Несмотря на откровенность, в интимной беседе Лейдс никогда не хотел сказать мне, каковы денежные обязательства Трансваальского правительства. От прямого ответа он уклонялся, говоря: «Nous avons assez d'argent» [«У нас достаточно денег»].

А между тем умолял меня купить дом, принадлежащий его правительству, за 100 000 франков. Дом хороший, большой и стоит на отличном месте. Лейдс купил его два года назад тому, и дом этот так и остался пустым (сам Лейдс живет в маленьком наемном доме). Одно время была речь о том, чтобы поместить Крюгера в этом доме, но Бельгийское правительство отнеслось так недружелюбно к этому плану, что пришлось от него отказаться. Теперь Лейдс ищет случая продать этот дом как можно скорее.

Если действительно верно, что деньги у Крюгера на исходе, то, как только об этом узнают иностранные журналисты, большая часть бурофильской прессы отвернется от Трансвааля, который будет забыт прежде даже, нежели его одолеют англичане.

Лейдс утверждает, что в настоящее время в Трансваале около 15 000 сражающихся буров, что все они прекрасно вооружены и большинство имеет по два коня. Хорошо, если бы это было так, но цифры эти представляются мне преувеличенными.

Теперь в Южной Африке лето на исходе, скоро не будет больше подножного корма, а есть ли запасы сена — неизвестно. Этот год почти никто и не работал в поле, страна опустошена. Поистине удивительно, как держатся до сих пор Девет, Бота и другие, — да еще обещают долго держаться.

АВПРИ, ф. 151. Политархив, оп. 482. д. 2122. л. 150-151.

Подлинник на русском языке.