150. Девятая статья поручика Едрихина о неизбежности перехода к маневренной партизанской войне

ПИСЬМА О ТРАНСВААЛЕ

IX

Во всякой армии упадок духа далеко еще не служит симптомом разложения ее. После сдачи [генерала] Кронье и оставления Ледисмита буры были потрясены настолько, что сам президент вынужден был явиться в армию, где 5 марта, увещевая бюргеров, просил их «продержаться еще хотя бы месяц, так как в течение этого времени — поможет ли Европа или нет — мир все равно будет заключен». По поводу этих слов, напечатанных тогда в их газетах, мне тогда же пришлось говорить с одним уитлендером, живущим в Трансваале около двадцати лет.

— О, не обращайте внимания на то, что говорил Крюгер, — сказал мой знакомый. — Война ни в коем случае не может окончиться так скоро; дай Бог, чтобы она окончилась еще через год.

— Неужели вы полагаете, что у буров хватит настолько и энергии, и материальных средств?

— Что касается энергии, то я в этом ничуть не сомневаюсь, по своему характеру — это железо. Правда, есть между ними небольшая часть «цивилизованных», то есть заразившихся космополитизмом, которые в случае продолжительных неудач могут отказаться от борьбы, но зато если бы вследствие каких-нибудь причин перестала бы существовать вся армия, то и тогда из среды фермеров наберется тысяч семь-восемь отчаянных «зилотов» 72, руководимых чувством смертельной ненависти к врагу, которые, соединившись в мелкие отряды, начнут партизанскую войну, гораздо более упорную, чем даже филиппинцы. И до тех пор пока будут существовать эти партизаны, англичане не смогут вывести из страны ни одного солдата, потому что малейшее ослабление английских сил послужит сигналом к новому всеобщему восстанию.

Со времени этого разговора прошло уже пять месяцев, в течение которых англичане заняли большую часть территории противника, но эти результаты нельзя назвать решительными, ибо даже в Оранжевой Республике они до сих пор не могут справиться с партизанами, смело хозяйничающими у них в тылу. Трансваальская же армия еще вся цела. Запасов, вывезенных из Йоганнесбурга и Претории, хватит на долгое время. При таких условиях отказ буров от продолжения борьбы и добровольное признание английского владычества было бы похоже на самоубийство больного, у которого еще очень много надежд на выздоровление. Это отлично понимают как буры, так и англичане. Но желание — повелитель мыслей, говорит английская пословица. Желание поскорее закончить дорогую войну после каждого мелкого успеха заставляло англичан верить в безотлагательное изъявление бурами покорности. Желание иметь теперь под руками свободную армию, чтобы играть выдающуюся роль в настоящих и, возможно, в ближайших будущих международных осложнениях, начало давать англичанам ежедневно тысячи пленных буров. Но желания остаются желаниями, а события идут свои чередом, и увязшей в Южной Африке Англии суждено барахтаться там еще многие месяцы, ни на минуту не забывая при этом, что война представляет собой сплетение таких неожиданностей, о которые очень часто разбиваются самые точные расчеты.

А. Вандам

«Новое Время». 25 июля/7 августа 1900 г., № 8767, с. 2-3.


Комментарии

72. Зилоты (греч., ревнители) — политическая группировка, существовавшая в XIV в. в Фессалониках. В 1342 г. зилоты возглавили движение за автономию Фессалоник и при поддержке масс захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено византийским императором Иоанном VI с помощью турков.