119. Донесение подполковника Ромейко-Гурко о положении дел в бурских республиках после ряда поражений, понесенных африканерами

В предыдущем донесении сообщал, что начальники союзных войск приняли решение отказаться от применения кордонной системы, то есть на будущее время не занимать растянутых позиций в ожидании наступления англичан, а, напротив, действовать наступательно малыми отрядами силою от 500 до 1 1/2 тысячи человек, оперируя преимущественно на флангах и в тылу противника.

Но до сих пор это решение применил на деле один генерал De Wett [Девет].

Первоначально его действия были успешны, и результатом двух дел у Sanaspost'a и De-Wets-Dorp'a было; 900 английских пленных, 7 орудий, 2 пулемета и около 100 повозок с провиантом и снарядами.

Последнее из этих дел произошло 23 марта с.г., и с тех пор никаких точных сведений об этом отряде не сообщают, а быть может, и не имеют. Но есть основания предполагать, что его постигнет та же участь, что и генерала Кронье.

Если до сих пор примеру генерала Девета никто не последовал, то в случае его пленения и самые действия малыми отрядами будут признаны не достигающими цели.

Надо заметить, что после занятия англичанами Блумфонтейна генерал Девет был назначен начальником всех союзных войск, сосредоточенных на южном театре военных действий.

Двинувшись со своим 1 1/2-тысячным отрядом на юго-восток Блумфонтейна, он никого не назначил своим заместителем, а посему остальные отряди и лагеря, расположенные в окрестностях города Брандфорда, не подчинены одному лицу. [180]

До сих пор следствием такого безначалия являлось только полное бездействие всех этих войск, ибо когда на собраниях начальников лагерей кто-либо из них предлагал какой-либо план действий, то другие на него не соглашались.

Положение это не изменилось и с прибытием сюда главнокомандующего, заменившего покойного генерала Жубера, — генерала Бота, ибо сам он начальство над войсками не принял, заявив, что он находится здесь лишь временно, а назначить кого-либо начальником собранных в окрестностях Брандфорда войск не считает себя вправе.

Между тем полнейшая бездеятельность войск, в связи с довольно тяжелыми условиями лагерной жизни, не могла, конечно, способствовать поддержанию бодрости духа в людях.

В особенности тяжело на них отражается ночное содержание брандвахт во время дождливых и холодных ночей.

От лагеря силою в 500-600 человек каждую ночь в брандвахты высылалось от 80 до 100 человек, которые занимали лишь гребень ближайших холмов, расположенных в направлении к противнику.

Выставление брандвахт заменяет собою разведывательную службу и службу охранения.

О действиях противника вследствие этого здесь имели весьма смутные понятия. Если еще кто-нибудь производит разведки, то это иностранные отряды, которые со смертью французского полковника Villebais-Mareuil снова разбились на малые группы силою от 60 до 10 человек. Но и сведения, ими доставляемые, весьма скудны и подчас противоречивы.

Почти шестинедельное полнейшее бездействие английских войск после занятия Блумфонтейна, которое, по всему вероятию, надо объяснить отчасти устройством промежуточной базы у Блумфонтейна, а отчасти желанием дать отдых войскам, беспокоило союзников.

Впрочем, уже более недели получаются сведения, хотя по обыкновению разноречивые и сбивчивые, о движении английских войск из Кимберлея на Hoopstad и далее на Kronstad.

Подобное движение весьма правдоподобно, ибо английские военачальники, с одной стороны, убедившись в безуспешности своих фронтальных атак, а с другой — видя, что союзники никогда не действуют на их сообщение, весьма вероятно, решатся на движение от Кимберлея к Кронстаду в надежде, что такое движение будет иметь те же последствия, как движение от станции железной дороги Моддер-ривер на Блумфонтейн, то есть очищение всей местности между этим городом и Кронстадом.

С занятием англичанами южной части Оранжевой Республики многие фермеры вернулись домой и положили оружие, опасаясь за участь своих семей и своего имущества, попавших в руки противника.

Хотя совершенно точных цифр в руках обоих правительств и не имеется, но надо думать, что они не делают большой ошибки, утверждая, что ныне в рядах союзных войск на всех театрах всего находится под ружьем около 25 тысяч человек.

Утверждения английских газет о том, что правительство вооружает кафров, — совершенно ложно, да и навряд ли имело бы какой-нибудь практический результат, ибо кафры обращаться с ружьями не умеют и по природе своей до крайности трусливы. В настоящее время даже в лагерях их почти не видно, ибо их всех отправили по фермам вместе с тяжелыми воловьими повозками. [181]

Донесения Генерального штаба подполковника Гурко, командированного на театр военных действий в Южной Африке.

Донесение № VI от 3/16 апреля 1900 г. из Брандфорда.