116. Сообщение полковника Ермолова о растущем беспокойстве в связи с началом партизанской войны в Южной Африке

Здесь опять начинает проявляться некоторое беспокойство и сомнение в скором окончании войны. Начинают думать, что успехи английских войск далеко не были столь решительны и что покорение Оранжевой Республики далеко не столь полное, как думали.

Катастрофа, постигшая колонну подполковника Бродвуда [...], произвела здесь весьма тягостное и в особенности совершенно неожиданное впечатление.

Положение Робертса в Блумфонтейне (с испорченным водоснабжением, без сапог, без теплого платья, без конских ремонтов, без хороших обозов) вызывает некоторые опасения; фланги небезопасны; сообщения хрупки; неприятель появляется довольно значительными отрядами во флангах и в тылу; до Претории еще 600 верст. Здесь говорят, что, хотя нельзя сомневаться, что Англия одержит в конце концов верх, тем не менее едва ли война окончится ранее ноября. А потом — трудная, опасная оккупация, которая потребует не менее 50 000 человек.

Хотя несомненно, что Англия во что бы то ни стало хочет одержать верх и не остановится ни перед какими усилиями и жертвами, дабы добиться присоединения неприятельских территорий (annexation), тем не менее здесь крайне нервно относятся ко всем сведениям, получаемым с театра военных действий; как только получаются хорошие для англичан известия, так настроение идет скачками вверх: начинают хвастать, считать успехи и победы, «дисконтировать» эти успехи; Робертс обещает освободить Мафекинг, дать иностранным военным атташе обед в Претории и тому подобное. Как только дела идут хуже, так столь же быстро замечается тревога, упадок духа. Такое отношение настроения к перипетиям войны совершенно, казалось бы, не в характере англичан. Но это объясняется легко — это признак военной слабости; в своей армии, в своих генералах, в своих офицерах, в своем War Office не уверены. Кроме того, есть еще одно очень любопытное обстоятельство, которое необходимо отметить: «буры чрезвычайно действуют на их воображение». Их подвижность, патриотизм, отличная стрельба, странные [176] тактические приемы, христианское обращение с ранеными, наконец, сами события войны, рассказы о бурах, письма нижних чинов с театра войны — все это придает почти легендарный оттенок бурам, и все это действует на англичан в том смысле, что они буров иногда просто побаиваются, а потому при неуспехах нервничают. Кроме того, есть еще и другие обстоятельства: война выказала массу недостатков военной организации, массу ошибок, недочетов, неподготовленность, хаос всего военного дела в Англии. Здесь это хорошо сознают, и офицеры, оставшиеся здесь, говорят: Лишь бы поскорей победоносно кончилась эта война, чтобы можно было приступить к полной реорганизации и усилению армии и поставить ее на такой же уровень совершенства, на котором стоит наш флот. Что бы с нами было, если бы противником нашим была континентальная армия!» Все это признаки военной слабости, и достаточно подчеркнуть тот факт, что никогда английские военные силы не были и, вероятно, никогда не будут так слабы, как теперь; теперь слабо все: и Англия, и колонии, и Индия. Но в день окончания войны будут приняты решительные меры для устранения замеченных недостатков, и через 2-3 года и Англия, и колонии, и Индия значительно усилятся в военном отношении.

Нелояльность и ненависть Ирландии более глубоки, чем вообще думают; путешествие в Ирландию королевы ничего не доказывает; предположение сформировать Ирландский гвардейский пехотный полк выразится тем, что в состав этого полка наберут не ирландцев, а людей из Irish Constabulary, то есть из ирландской полиции.

По слухам, ирландские ненавистники Англии за время этой зимы выслали к ирландской партии в Америке до 200 посланцев, чтобы убедить Америку вмешаться и потребовать от Англии окончания этой войны. Здесь необходимо знать два факта: во-первых, американские ирландцы (American Irish Party) суть ярые сторонники [Северо-] Американских Соединенных Штатов в смысле «Imperial Expansion» Америки, в ущерб Англии и даже в ущерб России. Американские ирландцы суть самые горячие американские патриоты, жаждущие через усиление Америки ослабления Англии. Америка ассимилирует ирландцев чрезвычайно, но ассимилирует именно в этом смысле — усиление Америки в пику и в ущерб Англии. Во-вторых, необходимо помнить, что Канада стоит по отношению к Соединенным Штатам почти в том же отношении боязни или опасности, в каком Индия стоит по отношению к России. Канада, конечно, лояльна по отношению к Англии, но эта лояльность, выразившаяся тем, что Канада в эту войну дала контингент около 5000 человек, есть результат боязни перед Соединенными Штатами. Соединенные Штаты могут влиять на Англию угрозой Канаде. Потому Канада и дала Англии контингенты в надежде, что Англия когда-нибудь поможет Канаде против Соединенных Штатов. Кроме того, Канада связана весьма тесно с Англией вопросами церкви, она смотрит на Англию, как на главу своей религиозной жизни. Религиозные вопросы заставляют Канаду принимать сторону Англии в надежде, что когда-нибудь Англия примет сторону Канады против Америки, отличающейся религиозным индифферентизмом.

Донесения военного агента в Лондоне Генерального штаба полковника Ермолова.

Донесение № XVIII от 24 марта/5 апреля 1900 г. из Лондона, с. 1-3.