20. Донесение российского военного агента в Лондоне полковника Ермолова о подготовке Великобритании к войне в Южной Африке

Первые передвижения войск в начале августа [1899], вызванные натянутыми отношениями с Трансваалем, выразились только в том, что один из батальонов Ливерпульского пехотного полка был отправлен из Cape Town'a [Кейптауна] в Дурбан 18, то есть в Наталь, причем одновременно с сим решено было отправить, один батальон Мюнстерского полка из Англии в Cape Town, для замены ливерпульцев, один батальон Манчестерского полка из Гибралтара в Наталь, и, кроме того, отправлен в Южную Африку контингент из Индии европейских (не туземных) войск численностью до 6500 человек, то есть 4 европейских батальона, 3 европейских кавалерийских полка и 3 пешие батареи.

Для суждения о ходе и последовательности отправки этих и дальнейших подкреплений необходимо напомнить, какая была, так сказать, начальная численность гарнизонов в Южной Африке.

В Южной Африке до начала передвижения войск было:

В Капской колонии: 3 1/2 батальона (1-й Liverpool, 1-й North Lancashire, 2-й Royal Berkshire, 4 роты 2-го батальона Yorkshire Light Infantry); 2 крепостные артиллерийские роты №№ 14 и 23 запасной дивизии; 1 рота крепостных инженеров № 29, команда от обозной роты №41.

В Натале: 3 батальона (1-й Leicester. 1-й Rifie Corps, 2-й Royal Dublin Fusiliers); 2 кавалерийских полка (5-й уланский, 18-й гусарский); 3 пешие батареи №№ 12, 67, 69; 1 горная батарея № 10; 3 инженерные роты (полевая № 7, полевая № 23, железнодорожная № 8) и команда № 29 крепостной инженерной роты; команда № 22 обозной роты.

А следовательно, всего в Южной Африке было до начала передвижения войск: 6 1/2 батальона, 2 кавалерийских полка, 3 пешие [и] 1 горная батареи, 4 роты инженерных и некоторые команды обозных, санитарных и технических войск. Кроме того, 2 крепостные артиллерийские роты довольно сильного состава. А всего около 10 000 человек.

Затем ввиду все более обостряющихся отношений с бурами (при крайней медленности переговоров) англичане посылают:

1. Первый пакет подкреплений (август).

2. Второй пакет подкреплений (сентябрь). [32]

И затем на этих днях решено отправить третий пакет подкреплений, уже предназначаемый для наступательных операций, то есть весь 1-й армейский корпус (октябрь). Разберем эти пакеты, их состав и назначение, в подробности.

В августе первый пакет подкреплений состоял в том, что батальон ливерпульцев был перевезен морем из Каптоуна [Кейптауна] в Дурбан, то есть в Наталь; для замены ливерпульцев один батальон мюнстерцев был отправлен из Англии в Каптоун и затем один батальон манчестерцев из Гибралтара в Дурбан. Кроме того, были дополнены до состава целых рот команды обозных рот №№ 22 и 41. Все это было сделано до 8 сентября и имело назначением главным образом, хотя немного, на первых порах, обеспечить подверженную ударам буров западную границу колонии Наталь. С этой целью первые авангарды были двинуты вперед, по линии Durban-Ladysmith-Newcastle к лагерю Glencoe у Dundee, для наблюдения за перевалом Laing's Neck и к стороне трансвальского городка Vryheid, а также по линии Durban-Ladysmith-Harrismith, для наблюдения за перевалом Reenens Pass. Ясно, что узел Ladysmith приобретает огромное значение.

Таким образом, до 8 сентября в Южной Африке прибавилось только 2 батальона, то есть явилось всего 8 1/2 батареи, из коих 5 в Натале и 3 1/2 в Капской колонии.

Второй пакет подкреплений (сентябрь) обнял собою;

а) индийский контингент, всего 6500 человек, то есть 4 батальона (2-й Rifle Corps, I-й Devonshire, 1-й Gloucester, 2-й Gordon Highlanders), 3 кавалерийских полка (5-й dragoon guards, 9-й lancers, 19-й hussars) и 3 пешие батареи (№№ 21, 42, 53) отплыли из Бомбея в разное время между 18 и 26 сентября, и первые эшелоны прибудут в Дурбан на этой неделе в среду или в четверг.

Весь индийский контингент назначается для обороны Наталя и высадится в Дурбане. Была речь о том, чтобы послать из Индии туземные войска. Но англичане боятся соприкосновения азиатских племен с черными африканскими.

б) один батальон (1-й Northumberland) отплыл из Англии, из Southampton а, 16 сентября. Предназначается для Наталя. Прибудет в Дурбан 12 октября.

в) 3 пешие батареи №№ 18, 62, 75 отплыли из Англии в прошлый понедельник, предназначаются для Наталя, прибудут в Дурбан не ранее 25 октября.

г) один батальон (1 -й Royal Irish Fusiliers) отплыл из Египта (Александрии) 24 сентября. Прибудет в Наталь (Дурбан) 16 октября.

д) один батальон (1-й Border) отплыл из Мальты 27 сентября; предназначается для Капской колонии, прибудет в Кейптаун около 22 октября.

е) один батальон (2-й Rifle Brigade) отплыл с Крита в конце сентября и ожидается в Кейптауне (или Дурбане?) в последних числах октября.

Таким образом, второй пакет подкреплений обнимает собою 8 батальонов (1 из Англии, 4 из Индии, 3 из станций Средиземного моря), 3 кавалерийских полка (из Индии) и 6 батарей (3 из Англии, 3 из Индии). Вот все, что до сих пор было отправлено. На будущей неделе начнут прибывать в Южную Африку части второго пакета подкреплений, но полное сосредоточение его состоится только в конце октября, когда окажется в Южной Африке всего 16 1/2 батарей, 5 кавалерийских полков, 9 пеших [и] 1 горная батарея, 2 крепостные артиллерийские роты, 4 роты саперов; из коих 11 батальонов, 5 кавалерийских полков, 9 пеших и 1 горная батарея, 3 роты саперов — в Наталь, базируясь на линии Дурбан-Ladysmith, и 5 1/2 батальона, 1 рота саперов, 2 крепостные артиллерийские роты — в Капской колонии.

Численность второго пакета подкреплений: из Индии 6500 человек, из Англии и Средиземного моря около 4000 — всего около 10 500 человек, так что до конца октября в Южной Африке будет около 21 000. [33]

Для обороны Наталя этого достаточно, но положение дел на границе Наталя, то есть на линии Дурбан-Ladysnnith (с авангардами или постами у Glencoe, у Laing's Neck и у Reenens Pass), до прибытия всего количества войск второго пакета представляется опасным, и англичане несколько тревожатся, ибо ясно, что буры рейдами от Harrismith’a, от Wakkerstrom’a или от Vryheid'a могут прорвать английскую линию сообщений с Дурбаном.

Начальником войск на этой линии, то есть в Натале, на Натальском театре, назначен генерал Sir George White (бывший командующий войсками в Индии) с правами начальника дивизии. С Африкой незнаком. Выехал в прошлую субботу.

Начальником войск в Капской колонии состоит генерал Forestier-Walker. Оба генерала будут подчинены назначаемому главнокомандующим всеми войсками в Южной Африке генералу Sir Redvers Bullery, который уезжает отсюда 14 октября. Назначение генерала Sir Redvers Buller'a связано с решением, принятым на этих днях, отправить из Англии для наступательных операций и в качестве третьего пакета подкреплений весь 1-й армейский корпус с кавалерийской дивизией, всего до 50 000 человек, с тем чтобы иметь в Южной Африке всего 70 000-75 000 против 40 000-45 000 буров.

Отъезд генерала Буллера связан с успешным производством мобилизации 1-го корпуса. Мобилизация же начнется в конце этой недели, когда будет объявлен призыв резервистов I -го класса. Необходимо на каждый батальон по 400 резервистов. 14 дней спустя после объявления призыва необходимо по закону созвать парламент. Теперь военное министерство несколько затягивает объявление мобилизации, ибо нет цели отправлять 1-й корпус (из Порт-Елизавета 19 в Каптоун), пока там не устроятся обозы, то есть пока не прибудут закупаемые в Америке и в Италии мулы (20 000), повозки (800 заказаны в Толедо, штат Ohio, фирмы Millbank) и отправляемые на этой неделе из Альдершота обозные роты.

Генерал Sir Redvers Buller долго был генерал-адъютантом армии. Африку знает хорошо; один из наиболее известных английских генералов; характером, приемами, силой воли, репутацией упорного и энергичного напоминает нашего генерала Гурко. Когда возник настоящий кризис, он согласился принять на себя ведение войны только под условием, чтобы ему дали то количество войск, которое он признает достаточным, — 75 000. «А то я не хочу, — сказал он, — повторения разных неудач вроде Majuba Hill» 20.

Численность неприятеля рассчитывают здесь примерно так: буров 25 000; из Оранжевой Республики — 12 000; из числа африкандеров, то есть голландцев, рассеянных в английских владениях, — 250 000 на 150 000 англичан; полагают, что нелояльных Англии на стороне буров станет до 8000. Всего 45 000.

Буры не знают пехоты. Они знают только ездящую пехоту и артиллерию. Тактика их — налеты, рейды, действия на сообщениях, спешиваясь за скалами (boulders), коими усеяна их страна. Атак неприятельской пехоты не выдерживают — рассеиваются и уходят. Сами атакуют неприятельскую пехоту, только если уверены в успехе. Пехоте бороться с ними трудно; англичанам надо иметь много кавалерии и ездящей пехоты. Равнины Оранжевой Республики и veldt'ы [вельды] Трансвааля способствуют этим родам оружия.

Буры имеют, из Германии, массы оружия: до 100 000 ружей Маузера, множество патронов; имеют картечницы Maxim 21, тяжелые орудия, а также полевые скорострельные пушки Круппа. Англичане полевых скорострелок не имеют; берут с собой только свои 15-фунтовки с приспособлением (против отката) Кларка. [34]

Взгляд на карту показывает, что помимо Натальской линии в глубь неприятельской территории собственно из Капской колонии ведут две линии (железнодорожные): одна от Каптоуна на Kimberley и Mafeking (фланговая, вдоль неприятельской границы), другая от Порт-Елизавета на Colesberg, Burghersdorp, Alival, Smithfield, Blomfontein к Претории. Последняя — кратчайшая и наиболее выгодная по равнинному характеру Оранжевой Республики. Поэтому англичанам выгодно, чтобы Оранжевая Республика не была нейтральной, но стала бы на сторону Трансвааля. По общему плану, на сколько он может быть известен, наступательные операции Буллера, массой 1-го армейского корпуса, предполагается вести именно от Порта-Елизаветы на Alival (где расположение населения, африкандеров, крайне неблагоприятно, англичанам это надо попутно подавить) и далее на Блумфонтейн и в глубь Трансвааля. Когда эта колонна войдет в линию с натальской колонной White'a, последняя так же перейдет в наступление, концентрической, на Преторию. Вне зависимости от такого общего плана для операций 1-го корпуса ясно, что Порт-Елизавета приобретает весьма важный характер приморской базы. И действительно, уже теперь идут работы по заготовлению там значительных запасов, по улучшению дебаркационных средств и проч., причем начальником этой базы, по высадке и по снабжению войск в Порт-Елизавета, назначен недавно туда отплывший полковник Ward.

Бурам было бы весьма желательно возбудить восстания против англичан среди черных племен матабеле, базуто [басуто] и др. Но это дело опасное и обоюдоострое, ибо черные уже разбирать не будут, но начнут резать белых вообще, то есть англичан и самих буров. Того же боятся и англичане.

Для прикрытия железнодорожной (фланговой) линии от Каптоуна на Kimberley, Mafeking и Buluwayo англичане выставили посты у De-Aar, Juncteon, у Оранжевой реки и проч. и наскоро укрепили Кимберлей. Имеют пост и на севере, со стороны Buluwayo, у форта Tuli. Английские инженеры 8-й инженерной железнодорожной роты давно уже, в статском платье, снуют по железнодорожным линиям будущего театра, то есть Оранжевой Республики и Трансвааля, изучая уклоны, изгибы и проч.

Огромное значение приобретает португальский залив Делагоа и порт его Lorenzo-Marques. Отсюда ближайшая операционная линия на Преторию. Если порт этот попадет в руки англичан, вся кампания значительно облегчится. Говорят, что Германия более не протестует против приобретения этого залива англичанами в надежде получить компенсацию севернее.

Решение английского военного министерства отправить из Англии еще 50 000, для чего призвать резервистов и мобилизовать 1-й армейский корпус, выразилось прежде всего в отправке вперед 29 рот обозных войск.

Первые эшелоны обозных рот отплывают из Саутгемптона в субботу. В сущности, отправляются не обозные роты, но масса обозных офицеров, унтер-офицеров, мастеровых, пекарей, мясников, повозок и только отчасти лошадей. Ибо обозные роты из этой массы организуются уже на месте, разовьются там, а это, в сущности, только кадры. Лошадей обозы получат также на месте, ибо ныне англичане закупают мулов в Америке и в Италии, а лошадей — в Америке и Канаде. На прибытие их нужно время. Одновременно с первыми обозами для 1-го армейского корпуса отплывают телеграфный батальон и воздухоплавательная команда. По-видимому, англичане до сих пор держатся принципа — обозы и тяжести вперед. Высланы вперед уже и некоторые госпитали (№ 1 военно-временный, № 12, 18, 24 и 11 полевые, отделения А и В полевого № 26 госпиталя, № 3 и медицинский полевой склад и ветеринарный госпиталь). [35]

Но главную задержку в отправке большой массы войск 1-го армейского корпуса англичане, странно сказать, ощутят в вопросе о транспортных судах. Дело в том, что транспортов сколько угодно, но адмиралтейство пока сделало еще очень мало для приспособления их к перевозке войск; со всех сторон слышатся уже жалобы на адмиралтейство, жалобы на то, что транспорты не готовы или что они приспособлены дурно; так, два транспорта (Zibenghla и Zayathla), на которые посажены были в понедельник 3 пешие батареи в Ливерпуле, едва только вышли из Мерсея, как должны были остановиться для починки поломок и аварий. На приспособление их к перевозке войск потребовалось 11 дней. Адмиралтейство фрахтует за большие деньги суда компаний «Castle», «Union», «Cunard», «White Star», но на приспособление судов, на постройку стойл, нар и проч. потребна масса времени, и работа эта заранее сделана не была. По-видимому, в Индии при отправке контингента из Бомбея подготовку транспортов сделали гораздо лучше и скорее. До 30 транспортов подняли ту массу войск, которая до настоящего времени была отправлена (первый и второй пакеты подкреплений). Но из них не более 10 ушли из Англии и из Средиземного моря, остальные, под индийским контингентом, — из Бомбея. По текстам английских руководств, нужно от 2 до 5 дней для приспособления судна к перевозке войск, если только необходимые материалы (fittings) готовы заранее. Но как кажется, этих-то fittings подготовлено и не было.

При нагрузке батарей в Ливерпуле было впервые испробовано нагружать орудия и ящики, не разбирая их, то есть не снимая ни колес, ни орудий с лафетов, но ставя оружия и ящики в трюмы в их собранном, боевом виде. Это очень хорошая мысль, но в Ливерпуле она удалась не вполне: не хватило места и пришлось разгрузить и разобрать. В Америке, в Тампе, разбирали все, что только можно было разобрать. В Ливерпуле, чтобы не попортить запирающие механизмы, на казенные части надевали особые деревянные планки.

Хотя мобилизация 1-го корпуса еще не объявлена, тем не менее подготовительная работа раздачи войскам предметов снаряжения, одежды и проч., а также прием в войска законтрактованных лошадей по описям и спискам мирного времени, из числа 14 000, идет весьма горячо.

Отправленные из Ливерпуля пешие батареи получили свой комплект лошадей из других батарей. Принимаемые от частных владельцев лошади (из-под омнибусов, конок и проч.) годятся только под обоз.

Батальоны Northumberland и Munster, отправленные из Англии, были пополнены до штата военного времени (1010 человек) людьми из состава своих парных батальонов.

Батальоны из Индии уже в Индии имели полный штат.

Аля пополнения батальонов 1-го армейского корпуса придется взять по 400 человек резервистов на каждый батальон.

Климат будущего театра прекрасный, здоровый. Наступает период благотворных, умеренных дождей. Подножного корма будет сколько угодно. Но английские лошади привыкают к климату Южной Африки, в особенности после 18-20-дневного плавания, очень медленно. Говорят, что многие лошади, которые идут отсюда с войсками, не дойдут, пропадут на пути.

Перед отплытием из Индии в некоторых эскадронах кавалерийских полков, предназначенных для похода, на лошадях открылась крайне заразительная болезнь «anthrax». Это, кажется, сап [сибирская язва].

Донесения военного агента в Лондоне Генерального штаба полковника Ермолова. Донесение № 1 от 15/27 сентября 1899 г., с. 2-11.


Комментарии

18. Дурбан — город на востоке ЮАР (в тогдашней провинции Наталь, ныне провинция Квазулу-Наталь). Крупный порт на побережье Индийского океана.

19. Порт-Елизавета (Порт-Элизабет) расположен на юге ЮАР, в бившей провинции Наталь.

20. У холма Маджуба (Majuba Hill) 27 февраля 1881 г. произошло сражение, в котором англичане потерпели поражение, потеряв 80 человек убитыми (в том числе генерала Колли) и 160 ранеными, а буры — 1 убитым и 6 человек ранеными.

21. Картечь — артиллерийский снаряд, начиненный сферическими чугунными или свинцовыми пулями. Служит для поражения живой силы противника с близкого расстояния. Картечница — многоствольное огнестрельное орудие на колесном лафете или треноге, предназначенное для ведения непрерывной стрельбы картечью. Первые картечницы американского конструктора Р. Гатлинга (60-е годы XIX в.) имели 6-10 стволов калибра 13 или 25,4 мм, которые производили до 200 выстрелов в минуту. Такие картечницы находились на вооружении многих армий, в том числе русской Усовершенствованная французскими конструкторами (Ж. Б. Вершеном де Реффи и Монтиньи) картечница имела 37 стволов и называлась митральезой. В 80-е годы XIX в. русские конструкторы А. П. Горлов и другие создали более совершенные 5-10-ствольные картечницы под штатные ружейные патроны. К началу XX в. картечницы утратили свое значение. Дальнейшие поиски технического решения проблемы скорострельности привели к созданию пулемета системы «Максим».