17. Донесение российского посла в Великобритании Стааля министру иностранных дел Муравьеву о причинах надвигавшейся англо-бурской войны

Е. Е. Стааль — М. Н. Муравьеву
Лондон, 7/19 июля 1899 г., [№ 45]

Во время управления Трансваалем президенту Крюгеру пришлось пережить много тяжелых минут, и каждый раз он выходил из возникавших затруднений со славой. Но теперь для несчастной Республики наступило самое тяжелое [28] испытание — Англия решила поглотить ее, если возможно, без борьбы, но многие полагают, что война была бы предпочтительнее.

В переданном мне частном разговоре [британский] министр колоний Чемберлен, голос которого является решающим, изложил свой взгляд. Он не стесняется признать, что зашита так называемых интересов кучки британских подданных — это только предлог. В действительности дело гораздо важнее. Это вопрос чести, принципа и имперских интересов. Трансвааль — оплот голландской расы в Южной Африке против англосаксонской. Во всех столкновениях с бурами до настоящего времени Великобритания уступала им или была разбита 10. Пора положить этому конец. Они должны или безусловно подчиниться английским требованиям, или понести тяжелое поражение. Это единственное средство решить в пользу Англии южноафриканский вопрос. Сделать это надо теперь, когда обстоятельства этому благоприятствуют; при первых же политических затруднениях метрополии голландцы возьмут дело в свои руки и решат его в интересах своих и нарождающегося поколения африкандеров.

Действительно, положение дел в этой части владений Великобритании тревожное. Неудачный набег Джемсона обострил отношения между соперничающими там белыми расами и поднял дух голландский. Брожение принимает все большие и большие размеры. Успехи африкандеров в Капской колонии указали, как серьезна опасность 11.

На свидании в Блумфонтейне главный комиссар Южной Африки, сэр А. Мильнер, предъявил президенту Крюгеру целый ряд требований, главное из которых заключалось в облегчении натурализации пришельцев-уитландеров с целью дать им решающий голос в управлении страной. Крюгер сначала не согласился, но увидев размеры английских военных приготовлений и уступая советам своих соплеменников из Капской колонии и Оранжевой Республики, ныне поспешно проводит закон, вполне удовлетворяющий интересам уитландеров и лишь задерживающий ожидавшееся действие натурализации на срок от 2 до 3 лет и стремящийся по возможности сохранить некоторую самостоятельность страны.

Этот оборот дела поставил англичан в затруднительное положение. Великобритания в Трансваале преследует исключительно хищнические цели; желание для достижения их отдать честных тружеников буров во власть сброда золотопромышленников, каким в действительности являются уитландеры, так возмутительно, что оправдывать сие поведение здесь могли только неуступчивостью и несговорчивостью Крюгера. И вдруг он уступил. Гораздо труднее объяснить войну для ускорения натурализации на два или три года, но англичане перед этим не остановились. Чем уступчивее становится Трансвааль, тем воинственнее делается английская пресса и тем настойчивее требуют здешние государственные люди немедленного окончательного решения вопроса.

Если дело дойдет до войны, то она будет серьезная. Нельзя рассчитывать не только на нейтралитет Оранжской Республики, но и на верность буров английских владений. По соображениям здешнего штаба, необходима армия не менее 40 000 человек. Для Великобритании это очень большая цифра, и кампания обошлась бы очень дорого. Результаты столкновения при этом гадательные. Бурам нечего рассчитывать на поддержку европейских держав, и, конечно, более вероятно, что перевес будет на стороне Англии. Но, с другой стороны, при малейшем неуспехе кампании едва ли можно сомневаться, что все голландцы Южной Африки присоединятся к Трансваалю. При этом условии силы их будут сравнительно значительнее тех, коими располагали Соединенные Штаты, начиная борьбу на независимость. В худшем случае Англия лишится всех своих южноафриканских владений. [29]

Дойдет ли дело до войны, сказать трудно. В Англии, ввиду серьезности борьбы, люди спокойные предпочли бы мирное, хотя бы и более медленное, поглощение Республики. Они понимают, что затруднениями, созданными столкновением, воспользуются все другие державы. Но финансисты его желают для биржевых спекуляций. Сесиль Родс видит в нем кроме мести за неудачный набег единственную возможность поправить расстроенные дела Южно-Африканской Компании 12.

Чемберлен, скомпрометированный в деле набега, — в руках Родса, да и по характеру склонен к приключениям. Общественное мнение, ныне не осмеливающееся высказаться, в решительную минуту будет, по обыкновению, увлечено шовинизмом. Обстоятельства эти придают положению тревожный характер, но, с другой стороны, весьма возможно, что в последнюю минуту Крюгер, устрашась неравной борьбы, пойдет на новые уступки и покорится предъявленным ему требованиям.

АВПРИ, ф. 133. Канцелярия, 1899. оп. 470. л. 65. т. I, л. 195-199.

Подлинник на русском языке.


Комментарии

10. Имеется в виду первая англо-бурская война 1880-1881 гг., по итогам которой Великобритания признала независимость Трансвааля (Преторийская конвенция 1881 г.)

11. Речь идет о победе африканеров на выборах в капский парламент в 1898 г.

12. Британская привилегированная «Бритиш Саут Африка компани» была основана Сесилем Родсом в 1889 г для распространения английского влияния на территорию к северу от Трансвааля. Именно на ее деньги было осуществлено вторжение в Трансвааль отряда под руководством ее администратора Джемсона.