КАФРЫ ДО ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЫ С АНГЛИЧАНАМИ.

Англичане очень удивились, узнав в последнее время, что в южно-африканских их колониях началась снова война с Кафрами. Результат войны в наше время между образованным народом и дикарями не подвержен никакому сомнению. [52] Дисциплина, тактика, артиллерия, дают огромный перевес войскам образованной нации. Но как последняя война с Кафрами стоила Англии два мильйона фунтов стерлингов, то приверженцам миролюбивых реформ показалось слишком-дорого покупать спокойствие этой области за такую цену, особенно когда вспомнили прежнюю историю колонии.

В 1795 и 1803 годах лорд Макартней и генерал Дондас, предпринимавшие экспедицию на берегу Оранжевой Реки. были разбиты и прогнаны Кафрами. Полковник Коллинс, участвовавший в экспедиции, уверял, что нет возможности восстановить правильного управления над этими воинственными и многочисленными племенами. По его мнению, можно было только укрепить английские границ по большой рыбной реке, учредя тут военные фермы, жители которых были бы обязаны составить отряд для отбития похищенных стад.

Однакож, вскоре потом Ганкасы (одно из воинственнейших племен Кафров) напали на эти пограничные колонии, сожгли 458 домов, увели и убили 5,438 лошадей, 111,418 голов рогатого скота и 156,878 баранов. За это началась война, которая окончилась мирным договором и уступкою Англичанам еще одной полосы земли, тогда-как и прежних областей она не в-состоянии была защищать.

До 1846 года канская колония наслаждалась миров. Но в это время вновь вспыхнула война, которая прекрасно описана г-жею Вард, женою одного из английских офицеров, участвовавших в войне. Г-жа Вард еще до начала военных действий виделась со многими предводителями кафрских племен: Сандилли, Пато, Макамо. Все они уверяли Англичан в искренней дружбе, а между тем готовили ужасную измену. Вот портрет Сандилли, каким его описывает г-жа Вард: «О Сандилли говорят или как о безумце, или как о бездельнике. При нем всегда находится имрад, или советник, который, под скромным именем переводчика, внушает ему все слова и дела. История этого молодого предводителя Кафров довольно-любопытна. Он родился с телесным недостатком, по которому подвергался смерти в самой колыбели: у него одна нога была короче другой. У Кафров подобных людей убивают. Но как мать родила его во время войны, то и могла его спрятать. Впоследствии сделался он предводителем нескольких племен. Ему теперь только 21 год».

Война 1846 года была упорна. Она доказала, что Кафры научились у Англичан военному искусству. Во время мира дикари выписали себе из Англии ружья, которые и были им доставлены честными ливерпульскими и манчестерскими купцами. При начале военных действий Сандилли явился с 2000 кавалеристов, вооруженных ружьями. Победа часто колебалась. При Боррнс-Гилле Англичане были принуждены, [53] под градом пуль, взбираться на лесистые вершины, где скрывались тысячи Кафров, кричавших им: изапо, изапо (идите!)

При форте Педли сражалось девять тысяч Кафров. Чрез два дня потом произошло новое дело на берегах Гванги, где предводительствовал дядя Сандилли, Макамо, который поражал дубиною всех отступавших и обращавшихся в бегство.

После четырех месячной войны кафрские предводители поссорились между собою. Макамо первый стал просить мира; Сток, другой предводитель, положил оружие и принял условия Англичан, а именно: «пасть к ногам английского губернатора, объявить себя его фингу (невольником), признать себя лишенным власти, оставить жилище, где покоятся кости его праотцев, и просить уголка земли, где бы он мог жить спокойно».

Сток плакал, исполняя эти условия. Он сдал тридцать-три ружья и тридцать шесть широких сабель. Долго он не хотел соглашаться на выдачу оружия, но наконец покорился необходимости.

Только Камо, предводитель, принявший христианскую веру, остался верен Англичанам и оказал им много услуг. Между враждебными предводителями была одна внучка английского генерала Кэмбля, которого дочь во время кораблекрушения была захвачена Кафрами и сделалась великою женою их предводителя. Дочь ее была избрана потом предводительницею племени, но воевала с Англичанами, говоря, что ее принуждают к этому.

Сандилли выдал потом также часть своего оружия, около пятидесяти ружей и возвратил до сорока быков.

Несмотря на это, война не кончилась, но ограничилась только отдельными разбоями. Надобно было вновь память военные действия против Пато и Сандилли. Последнего взяли в плен и привели к губернатору в Грягамс-Тоун. Но, по усильным просьбам его матери, дикаря пощадили. Мать уверяла, что он будет верною собакою губернатора: опыт еще мало научил Англичан как надо верить всем этим словам.

Макамо также просил пощады. К Англичанам явилась дочь его Амахейя и сказала губернатору следующее:

— Возврати отцу моему власть, и я останусь у тебя. Я буду порукою в его верности к белым, я буду чужда своему народу и последую везде за тобою. Твой дом будет моим домом; я забуду все и буду жить для тебя. Я все обдумала, намерение мое твердо.

Губернатор не принял этого странного предложения, и отпустил отца вместе с дочерью.

В декабре 1847 года прибыл в капскую колонию новый губернатор сэр Гарри Смит.

При свидании с Сандилли, губернатор спросил его:

— Кто теперь главный предводитель кафрских племен (энкози-эн-кулу)?

— Крели! отвечал Сандилли. [54]

— Нет! вскричал с гневом сэр Гарри; — Я ваш главный предводитель. Я пришел наказать ваше вероломство и злодейства. Позволяю вам поцаловать мою ногу, в знак покорности; но покуда не увижу в вас искреннего раскаяния, не допущу вас к руке моей. От меня, как от представителя английской королевы, будете вы получать области и знания. Слово мое будет вашим законом. Кто ослушится, будет уничтожен».

Слова эти были выслушаны с покорностью и подобострастием; но не прошли и трех лет, как все эти предводители снова восстали, и война еще до-сих-пор продолжается со всеми ужасами и жестокостями.

Текст воспроизведен по изданию: Кафры до последней войны с англичанами // Отечественные записки, № 7. 1852

© текст - Краевский А. А. 1852
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные записки. 1851