Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Взгляд на Варварийские области

Известно, что в прошлом году Северо-Американский Коммодор Декатур весьма хорошо проучил Варварийцев с небольшою своею ескадрою. При описании сей експедиции в Американских ведомостях помещено известие и о Варварийских владениях, с нижеследующим вступлением:

Если теперешние выгоды от новой експедиции Американцев против Варварийских владений еще и сомнительны; если мирные условия, вынужденные начальником Американской ескадры у Африканских разбойников и не будут свято соблюдаемы: то и тогда каждый гражданин Республики Соединенных областей должен гордиться [299] тою мыслию, что его могущественному отечеству одному предоставлена слава (Теперь однакож славу сию разделяют уже Англичане и Нидерландцы. Рдр.) обуздать неистовство гнусных злодеев - врагов христианства, столь долгое время распространявших ужас по всему Средиземному морю.

Кто может без негодования подумать о том, что сие гнездо разбойников в продолжение целых веков было камнем претыкания для храбрейших полководцев, для сильнейших Держав от того только, что между ними господствовал дух вражды и несогласий.

Кто незнает, какой горестной участи подвергся Себастиян, Король Португалльский? Кому неизвестно несчастие Карла V, которого нападение на Алжир, даже в то время, когда Государь сей господствовал над половиною Европы и обладал всеми сокровищами нового света, судьба окончила совершенным истреблением войск его? Кто не вспомнит о Лудовике XIV, гордом Короле Франции, и его тщетных покушениях наказать сих разбойников, - покушениях, которые никогда недоставляли ему тех выгод, какие приобрела ныне Америка? И кто, наконец, непредставляет себе живо [300] того времени, когда непобедимый флот Героя Великобританнии, Нельсона, - сей флот, мощный решитель судьбы образованной части света, встретил неудачу у границ владений диких Варварийцев?

Отлетел волшебный дух от оружия Мавров, и храбрые сыны Америки приобрели ту пальму, которой Европейцы тщетно домогались. Не превосходством сил, но мужеством, деятельностию и отважностию снискали они сию славу, и Корсары, неуважавшие требований сильного Европейского флота, которым предводительствовали потомки Рюйтера и Тромпа, преклонились перед простым Американским мореходцем, и согласились на такие условия, каких никогда нехотели принять от прочих народов. Благородные республиканцы, свергнувши с себя иго постыдной дани, вытребовали сверх того и получили обещание впредь военные их корабли почитать убежищем для християн всех наций, безвинно подвергнувшихся невольничеству!

---

При входе в Средиземное море со стороны Гибралтара тотчас представляется Марокко, самая сильная и многолюдная из областей Варварийских. Владетель Мароккский, коего величают Императором, [301] управляет своим государством с неограниченным самовластием восточных деспотов: в его воле жизнь и собственность подданных; он почитается наследником Пророка и главою Магометанской веры в своем владении; он есть единственный истолкователь Корана и верховный судия дел, как духовных, так и гражданских: ето дает ему право неограниченного самовластия. Нигде нельзя видеть примера столь тесного союза духовной власти с гражданскою, как в Марокко. Один ученый и очень сметливый Владетель, посредством искусного истолкования некоторого места в Коране, присвоил себе право быть единственным наследником имения всех своих подданных. Сим правом, если захочет, всегда может пользоваться Владетель, и оставшееся имение подданного, не смотря ни на завещание, ни на принадлежность, тотчас забирается в казну его! Иногда наследнику дают некоторую часть из имения, но чаще всего бывает он принужден навсегда проститься со своим имуществом.

Климат, почва земли и произведения делают Марокко прекраснейшею страною в свете, а пространство, плодородие, пятнадцать миллионов жителей и выгодное положение при двух морях могли бы [302] государство сие возвысить на степень сильнейших Монархий, если бы форма правления неподавляла в народе всех физических сил и нравственных, и не была бы опаснейшим врагом для тех из жителей, кои стараются приобретать знания, или богатство.

Северную часть государства оканчивает гора Атлас, от которой получило название свое Атлантическое море. Она стоит почти напротив Гибралтарской скалы и составляет с нею знаменитые столпы Геркулесовы, - предел трудов сего полубога. Здесь мощная рука его раздвинула две горы, соединила Атлантическое море с Средиземным и тем кончила его великие подвиги. И неудивительно; ибо воображение поетов немогло уже вести его далее. Марокко составляло некогда часть Римской провинции Мавритании. По разрушении восточной Римской Империи Марокко досталось во власть Калифам, преемникам Магомета, при коих Мавры, - потомки Аравитян и Негров, нынешние жители Варварийских областей - завоевали Испанию. Жестокость, с какою народ сей в последствии времени был выгнан из Европы, и различие вер произвели в нем ненависть и презрение к христианам. Вскоре после того, как Американские Соединенные области объявили себя независимыми, правительство [303] Республики обратило внимание на обеспечение торговли своей в Средиземном море, и для того в 1786-м году Июня 28-го дня заключило с Мароккским Владетелем дружественный трактат на пятьдесят лет.

Ближайшая к Марокко область по берегу Средиземного моря есть Алжир. Она простирается на четыреста шестьдесять миль (Английских) в длину и почти на сто в ширину. Алжир также составлял часть древней Мавритании, и по упадке Римской Империи, достался в руки Греков, вытесненных в начале 7-го столетия Сарацынами. После многих переворотов, в продолжение которых переменялись только тираны, а народ стенал по прежнему в узах рабства, Алжир соделался данником Испании. Известный Барбаросса прогнал Испанцев, и как обыкновенно бывает в таких случаях, сам сделался владетелем, желая утвердиться на похищенном престоле, он признал над собою верховную власть Турецкого Султана. Примеру сему следовали и его преемники, которые обыкновенно присылаемы были из Константинополя до самого начала 17-го столетия; тогда Порта по просьбе Алжирцев дозволила им избрать своего Дея, с тем однакож, чтоб он платил ей известную подать, присягал в верности и управлял неиначе, как вместе с членами военного совета. [304]

В Алжире в самом деле существует военное правление. Янычарские офицеры сменяют Дея и выбирают на его место другого, даже без всякого сношения с Султаном. Вся зависимость Алжира от Порты состоит в том, что ежегодно преемнику Магомета отсылается в дар по пяти красивых мальчиков.

Следствием военной системы правления есть то, что народ, не имея никакого голоса, при всякой новой династии терпит равное угнетение, и что буйство солдат и тиранская власть Деев незнают никаких пределов.

Город Алжир стоит на холме и с моря имеет вид паруса; от того что все домы его выбелены, и что кровли на них плоские. Он содержит в себе около ста тысяч жителей, большею частию Магометанского исповедания.

Тунис отделяется от Алжирской области рекою Цайном и имеет в длину почти триста миль. Он испытал равную участь с соседственными землями и составлял попеременно часть Империй, Римской, Сарацинской и Турецкой. Нынешняя форма его правления во всех отношениях сходна с тою, какая существует в Алжире. Город Тунис лежит у северной [305] части залива Галетты, расстоянием почти на восемь миль от того места, где была Карфагена; едва приметные остатки сего знаменитого города не показывают его древнего величия.

Римляне построили в Тунисе водопровод, прекраснейший в свете. Длина его простирается на девяносто миль, и некоторые из его сводов почти во сто футов от земли вышиною. Он и теперь служит для того же употребления, для которого первоначально был построен. Прежде в Тунисе считалось жителей до двух сот тысяч человек; но теперь число сие по всей вероятности весьма уменьшилось. Город имеет десять миль в окружности, обведен стеною с башнями и укреплен с восточной стороны выстроенною на пригорке цитаделью. Он отстоит на десять миль от моря, и небольшой канал служит входом в его гавань. Сей город был несколько времени соперником Алжиру и вел против него войну с переменным счастием. В недавние годы однакож Алжирцы взяли над ним верх, и етим наиболее обязаны они храброму Раису Гаммиду, погибшему в последнем сражении с Американскою ескадрою.

Четвертая и последняя Варварийская область есть Триполь. В длину [306] простирается она более, нежели на девять сот миль. Главный город ее окружен стеною хорошо укреплен и содержит в ceбе жителей до 20,000. Триполь имел участь равную с Тунисом и Алжиром, и в нем точно такая же система правления. Земли сей области мало известны; знаем только, что на них кочуют многие Арабские племена, коих главное упражнение, по обычаю всех бродящих народов, состоит в скотоводстве и грабительстве.

Из Минер. - У.

Текст воспроизведен по изданию: Взгляд на варварийские области // Вестник Европы, Часть 89. № 19-20. 1816

© текст - У. 1816
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1816